Палеонтологи описали крупнейшего птерозавра Австралии

Австралийские палеонтологи изучили фрагмент нижней челюсти неизвестного птерозавра и на его основе описали новый род и вид — Thapunngaka shawi. Ученые оценили размах крыльев нового вида в шесть-семь метров, что делает его самым большим птерозавром Австралии. Статья опубликована в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.

Ископаемые остатки птерозавров из Австралии редки — на данный момент известно только около 20 образцов, представленных в основном фрагментарными и изолированными костями. Из-за плохой сохранности окаменелостей до сих пор было описано только три вида летающих ящеров: Mythunga camara и Ferrodraco lentoni из семейства анхангверид (Anhangueridae) и Aussiedraco molnari из семейства «драконов Таргариенов» — Targaryendraconidae. Все они были найдены в меловых отложениях бассейна Эроманга в штате Квинсленд.

Искатель окаменелостей Лен Шоу (Len Shaw) в 2011 году обнаружил фрагмент нижней челюсти птерозавра в карьере на северо-западе штата Квинсленд. Окаменелость находилась в отложениях формации Тулебук (Toolebuc Formation), возраст которых составляет примерно 105–106 миллионов лет (верхний альб). Тимоти Ричардс (Timothy M. Richards) из Квинслендского университета возглавил команду австралийских палеонтологов для исследования найденной челюсти.

Изучив окаменелость, ученые описали на ее основе новый род и вид птерозавров — Thapunngaka shawi. Название рода составлено из слов языка народа ванамара, означающих «копье» и «рот», а видовое название дано в честь первооткрывателя окаменелости. Палеонтологи отнесли новый вид к семейству анхангверид.

Исследователи рассчитали примерный размах крыльев T. shawi на основе соотношения между длиной нижнечелюстного симфиза и размахом крыльев родственного вида Anhanguera piscator. Оказалось, что размах крыльев нового вида составлял от шести до семи метров. Таким образом, T. shawi — самый крупный птерозавр Австралии и третий по величине представитель семейства анхангверид. Также авторы работы отмечают, что T. shawi выделяется еще самым крупным среди анхангверид гребнем на нижней челюсти, который, скорее всего, имелся и на верхней челюсти.

Недавно мы рассказывали о других ископаемых гигантах Австралии. В этом году палеонтологи опубликовали описание самого большого динозавра этого континента — титанозавра Australotitan cooperensis, который достигал 25–30 метров в длину. А крупнейшим австралийским крокодилом был назван Gunggamarandu maunala, чью длину ученые оценивают примерно в семь метров.

Первые современные семейства морских пауков появились уже в юрском периоде