Орнитологи выяснили, что в Северной Атлантике существует участок площадью около 595000 квадратных километров, где в течение года собирается до пяти миллионов морских птиц, принадлежащих как минимум к 21 виду. Среди них представители редких и исчезающих видов, такие как тупики и бермудские тайфунники. Столь высокая концентрация пернатых связана с особенностями рельефа и течений, благодаря которым здесь всегда много пищи. Как отмечают исследователи в статье для журнала Conservation Letters, обнаруженный участок столь важен для морских птиц, что заслуживает строгой защиты.
Численность многих видов морских птиц сокращается из-за чрезмерного вылова рыбы, климатических изменений и других антропогенных причин. Орнитологи предпринимают значительные усилия, чтобы помочь пернатым выжить, например, уничтожают инвазивных млекопитающих на островах, где расположены крупные птичьи колонии. Обычно подобные меры сосредоточены в местах гнездования морских птиц — однако те прилетают сюда лишь на несколько месяцев в году. Охранять их во внегнездовое время, которое они проводят в открытом океане, намного труднее, во многом потому, что ученые пока не до конца понимают, где разные виды морских птиц держатся вне сезона размножения.
Разобраться в этом решила команда орнитологов во главе с Тэмми Дэвис (Tammy E. Davies) из природоохранной организации BirdLife International. Исследователи сосредоточили внимание на Северной Атлантике, поскольку многие морские птицы, которые гнездятся по ее берегам, например, тупики (Fratercula arctica), тонкоклювые кайры (Uria aalge) и моевки (Rissa tridactyla), в последние десятилетия становятся все более редкими. Согласно предыдущим работам, вне гнездового сезона некоторые североатлантические морские птицы концентрируются в районе Срединно-Атлантического хребта, однако где именно, оставалось неясным.
Дэвис и ее коллеги объединили результаты более ранних исследований, авторы которых отслеживали перемещения различных видов морских птиц. В общей сложности в их базу попали данные о миграциях 1524 особей, которые относились к 21 виду. Места гнездования этих птиц расположены 56 колониях из 16 стран. В анализ в основном попали данные о птицах из Северного полушария, хотя некоторые представляли Южное.
Анализ позволил авторам выявить в Северной Атлантике зону высокой концентрации морских птиц площадью 595000 квадратных километров (это немного больше Архангельской области с Ненецким автономным округом). Она простирается между 41 и 53 градусами северной широты и 32 и 42 градусами западной долготы. Данную область используют представители всех видов, включенных в исследование, включая несколько уязвимых и исчезающих, например, тупики и моевки, а также бермудские (Pterodroma cahow), мадейрские (P. madeira) и дизерташские (P. deserta) тайфунники. Судя по всему, некоторые виды, данные о которых не вошли в анализ, например, северные олуши (Morus bassanus) также держатся в этой зоне в течение определенной части года.
По оценкам исследователей, в общей сложности на обнаруженном ими участке, в зависимости от сезона, проводят время и кормятся от 2,9 миллиона до 5 миллионов морских птиц (поскольку учитывались только взрослые особи и не все виды, живущие в Северной Атлантике, реальная цифра может быть даже выше). Наибольшая их численность наблюдается с октября по март (4,4-5 миллионов особей), а максимальное число видов — с апреля по сентябрь (общая численность в это время снижается до 2,9-3,3 миллиона особей). Самые многочисленные посетители данной области — люрики (Alle alle): в январе-марте здесь держится 2,3 миллиона особей данного вида. За ними следуют пестробрюхие буревестники (Ardenna gravis). Эти птицы гнездятся в Южной Атлантике, а вне сезона размножения мигрируют на север. В июле-сентябре их численность в обнаруженной учеными зоне достигает 1,8 миллиона особей.
Для трех видов зона на севере Атлантики особенно важна. В определенные периоды года здесь проводят время больше половины всей мировой популяции южнополярных поморников (Stercorarius maccormicki) (64,8–68,4 процента, апрель-сентябрь), длиннохвостых поморников (S. longicaudus) (63,3 процента, июль-сентябрь) и серых буревестников (Ardenna grisea) (61 процент, апрель-июль). Кроме того, на данном участке проводят период с июля по сентябрь 45,8 процента бермудских тайфунников. В основном морские птицы держатся в данном районе во время зимовки или на миграционных остановках. Исключение составляют два вида буревестников и два вида тайфунников, которые также используют его в период гнездования.
Дэвис и ее соавторы отмечают, что обнаруженная ими зона может быть одним из самых важных мест скопления морских птиц в Атлантическом океане. Представители некоторых видов преодолевают значительные расстояния (до 13 000 километров), чтобы попасть сюда, и проводят здесь длительное время. Это свидетельствует, что в данной зоне пища обильна и доступна в течение всего года. Вероятно, это связано с высокой и стабильной численностью планктона, которая обеспечивается особенностями подводного рельефа и течений.
По словам орнитологов, учитывая как много морских птиц, в том числе представителей редких видов, держится в открытой ими зоне, она заслуживает круглогодичной охраны. В ближайшее время исследователи намерены выявить основные антропогенные угрозы и предложить меры, которые позволят их минимизировать.
Ранее мы рассказывали, как орнитологи, работавшие на острове Вознесения, подтвердили гипотезу, которую шестьдесят лет назад высказал британский исследователь Филип Эшмол. Как и предполагал ученый, вокруг колоний морских птиц формируются зоны, где плотность рыбы и морских беспозвоночных снижена из-за постоянного хищничества.
Сергей Коленов
Он появился на свет у самки Диндин и самца Жуи
В Московском зоопарке впервые в России родился детеныш большой панды (Ailuropoda melanoleuca). Родителями 150-граммового малыша стали самка Диндин и самец Жуи, которые прибыли из Китая в апреле 2019 года. Сейчас им шесть и семь лет соответственно (при этом обычно панды начинают приносить потомство позже, в восемь-десять лет). Как сообщается в телеграм-канале Московского зоопарка, Диндин удалось забеременеть естественным путем, причем с первого раза. Сейчас самка самостоятельно заботится о детеныше, пол которого пока остается неизвестным, а сотрудники зоопарка круглосуточно следят за их здоровьем и берут необходимые анализы. https://youtu.be/1JE4hA5-kXo В дикой природе большие панды обитают только в горных лесах Центрального Китая и питаются почти исключительно листьями и побегами бамбука. В середине XX века эти необычные представители семейства медвежьих едва не вымерли из-за сведения лесов и охоты. Однако борьба с браконьерством, охрана местообитаний панд и их разведение в неволе позволили добиться роста численности данного вида. Предполагается, что в середине прошлого десятилетия в природе обитало больше двух тысяч больших панд. На основании этих данных Международный союз охраны природы в 2016 году понизил природоохранный статус этого вида с «вымирающего» до «уязвимого».