Специалисты по охране природы нашли эффективный способ защитить малео — редких птиц из отряда курообразных, которые живут почти исключительно на индонезийском острове Сулавеси и откладывают яйца в песок или вулканическую почву. Ученые убедили жителей деревень, расположенных неподалеку от двух гнездовий этого вида, отказаться от сбора яиц и вместо этого начать охранять кладки малео за дополнительную плату. В результате численность птиц, посещающих каждое из этих гнездовий, за несколько лет выросла в четыре и три раза соответственно. В статье для журнала Global Ecology and Conservation авторы предлагают распространить их опыт на весь остров.
Сорные куры, также известные как большеноги (Megapodiidae), не насиживают яиц. Вместо этого они откладывают их в вулканическую почву, прогреваемый солнцем песок или курганы из гниющей растительности. Здесь яйца инкубируются под воздействием тепла окружающей среды. А вылупившиеся птенцы выбираются на поверхность и сразу же начинают самостоятельную жизнь. К сожалению, необычный способ размножения делает сорных кур уязвимыми перед человеком. Дело в том, что жители некоторых регионов, где обитают эти птицы, регулярно выкапывают их яйца и продают их в качестве деликатесов. В результате численность целого ряда видов сорных кур сократилась.
Особенное беспокойство у орнитологов вызывает судьба малео (Macrocephalon maleo), сорной курицы, которая обитает на индонезийском острове Сулавеси и соседнем острове Бутунг. Эти птицы в течение всего года откладывают яйца в песок или теплую почву, причем в одном месте кладку одновременно устраивают десятки пар. Островитяне хорошо знают, где малео откладывают яйца, и регулярно собирают их для продажи, не давая птицам шанса продолжить род. Неудивительно, что неконтролируемый сбор яиц привел к падению численности вида и исчезновению многих локальных популяций (также сорные куры страдают от вырубки лесов, которая, впрочем, пока не приняла на Сулавеси катастрофического масштаба). Несмотря на то, что малео находятся под охраной государства с 1970 годов, местные жители игнорируют запрет на сбор яиц — а попытки специалистов помочь этим птицам, например, за счет инкубации яиц в неволе, до сих пор не имели успеха. Международный союз охраны природы относит малео к вымирающим видам (Endangered, EN), однако уже в этом году планируется повысить его статус до вида на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR).
Команда специалистов во главе с Марси Саммерс (Marcy Summers) из природоохранной организации Alliance for Tompotika Conservation решила использовать для охраны малео иной подход. В центре их внимания оказались два места гнездования этих птиц на пляжах полуострова Томпотика: первое из них называется Либуун (Libuun), а второе — Каумосонги (Kaumosongi). На обеих точках жители окрестных деревень регулярно собирали яйца малео. Однако в 2006 году сотрудники Alliance for Tompotika Conservation рассказали людям, живущим в деревне Тайма (Taima) по соседству с Либууном, что неконтролируемый промысел яиц может погубить местную популяцию сорных кур. Для многих людей на Сулавеси малео имеют важное культурное значение, поэтому обеспокоенные жители деревни в течение следующих 20 месяцев провели серию встреч, по итогам которых приняли решение отказаться от сбора яиц и начать охрану близлежащих лесов.
В качестве альтернативы бывшим браконьерам предложили вместе с сотрудниками Alliance for Tompotika Conservation охранять гнездовья малео и подсчитывать их. За эту работу они получали деньги — например, в 2020 году ежедневная плата составила 5,5 доллара США. По словам Саммерс и ее коллег, в первые годы проекта к местам гнездования приходило так мало сорных кур, что сбор их немногочисленных яиц принес бы местным жителям намного меньше денег, чем их охрана. Чтобы дополнительно компенсировать упущенную выгоду от сбора яиц малео, Alliance for Tompotika Conservation ежемесячно вносит в бюджет деревни 155 долларов США.
На участке Каумосонги люди из соседних деревень Теку (Teku) и Тауир (Toweer) собирали яйца малео до 2014 года — и птицы почти перестали приходить сюда. Чтобы вернуть сорных кур, местные жители обратились за советом к соседям из деревни Тайма. В результате сбор яиц прекратился и в Каумосонги. Кроме того, здесь также наладили охрану гнездовий. При этом вместо ежемесячных выплат в казну деревень жители Теку и Тауира предпочли неденежные вознаграждения, которые улучшили бы качество их жизни, например, оборудование для уборки мусора и статую малео посреди одной из деревень.
На участке Либуун, где яйца, за исключением двух перерывов в охране в 2008-2010 и 2013-2014 годах, не собирают с 2006 года, численность малео, посещающих гнездовья, выросла примерно в четыре раза за четырнадцать лет. В Каумосонги количество сорных кур, приходящих отложить яйца, за пять лет увеличилось более чем втрое. Исследователи полагают, что рост посещаемости обоих участков в первые годы был связан с тем, что жители, которые раньше выкапывали яйца, стали меньше беспокоить птиц, и те стали охотнее приходить в гнездовья, а в последующие годы — с увеличением местной популяции за счет более высокого репродуктивного успеха.
Результаты проекта подтверждают, что падение численности малео на большей части Сулавеси в первую очередь связано со сбором яиц, а не с вырубкой лесов или охотой. При этом, остановив разорение гнездовий, можно добиться быстрого восстановления популяции. Для сравнения, изъятие яиц, их выращивание в инкубаторах и выпуск птенцов позволяют в лучшем случае стабилизировать численность малео на локальных участках. Возможно, распространение опыта, полученного в Либууне и Каумосонги, на весь остров, поможет этим удивительным птицам выжить.
В современной Австралии обитает три вида сорных кур — однако в плейстоцене они были здесь намного разнообразнее. Недавно палеонтологи выяснили, что самые крупные из вымерших местных видов весили до восьми килограммов — но при этом не утратили способность летать.
Сергей Коленов
Животные происходят с частного ранчо, где их разводили ради рогов
Специалисты по охране природы в течение десяти лет выпустят в заповедниках и национальных парках по всей Африке более двух тысяч южных белых носорогов (Ceratotherium simum simum). Как сообщает New Scientist, животные ранее принадлежали предпринимателю Джону Хьюму (John Hume), который выращивал их на ранчо площадью 8500 гектаров в Южной Африке. Хьюм срезал живым носорогам рога и хранил их, надеясь заработать, когда торговля ими будет легализована (а полученные деньги потратить на сохранение вида). Однако этого так и не произошло, поэтому минувшей весной предприниматель выставил ранчо на торги. На этой неделе некоммерческая организация African Parks, которая управляет охраняемыми территориями в двенадцати странах Африки, заявила, что приобрела ранчо Хьюма вместе со всеми носорогами. Теперь сотрудники African Parks намерены каждый год выпускать примерно по триста из них в тех заповедниках и национальных парках, где они смогут найти достаточно пищи и где будут надежно защищены от браконьеров. Белые носороги с ранчо Хьюма будут использоваться для создания новых популяций вида и пополнения существующих. Например, часть особей может отправиться в национальный парк Гарамба на северо-востоке Демократической Республики Конго, где носорогов пока немного.