Немецкие археологи нашли неандертальское ударное оружие для охоты на оленей и лошадей

Немецкие археологи обнаружили в пещере Фельс, расположенной в Баден-Вюртемберге, листовидный каменный наконечник от копья, который изготовили неандертальцы более 65 тысяч лет назад. Оружие предназначалось для охоты на крупную дичь с близкого расстояния. Ученые также выяснили, что неандертальцы хотели повторно заострить этот наконечник после повреждения, однако выбросили его как непригодный. О находке сообщается в пресс-релизе Тюбингенского университета.

Важным шагом в эволюции технологий у древних людей стало появление ударных копий — оружия, использовавшегося для охоты и конфликтов. Хронологически они возникли после колющих копий, но предшествовали сложным снарядам — копьеметалкам и лукам со стрелами. Крайне дискуссионным в науке остается вопрос о том, использовали ли неандертальцы эпоху в среднего палеолита метательные снаряды.

Большинство исследователей полагает, что неандертальцы предпочитали убивать жертв на близком расстоянии, нападая на животных из засады и нанося удары копьями. Это подтверждается обнаруженными на территории Германии двумя скелетами оленей. Их нашли в отложениях, относящихся к 120 тысячам лет назад, где присутствуют многочисленные следы жизнедеятельности неандертальцев. Характер нанесенных животным повреждений, проанализированный с помощью компьютерной томографии, показывает, что архаичные люди придерживались стратегии ближнего боя.

Николас Конард (Nicholas Conard) из Тюбингенского университета совместно с немецкими археологами обнаружил в пещере Фельс (памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположенной в Швабском Альбе неподалеку от города Шельклинген, каменный наконечник листовидной формы. Находка была сделана под культурным слоем, датированным 65 тысячами лет назад, то есть средним палеолитом.

Предмет размером 7,6×4,1×0,9 сантиметра и весом 28 грамм использовался неандертальцами для охоты на крупную дичь — оленей и диких лошадей. Ученые отметили, что существует несколько гипотез относительно того, как применялись листовидные наконечники в эпоху среднего палеолита. Так, они могли использоваться как нож, как часть метательного копья или ударного оружия.

Веерле Ротс (Veerle Rots) из Льежского университета совместно с бельгийскими археологами проанализировала следы износа на краях наконечника. Они выяснили, плоская часть была покрыта растительным клеем и закреплялась с помощью сухожилий животных или кожаных ремней на древко. На заостренном конце археологи обнаружили повреждения, характерные для ударного копья. Более того, неандертальцы предприняли попытку повторно заострить наконечник, однако все-таки выбросили его как непригодный. По мнению Ротс, это свидетельствует о том, что они точно знали, чего хотели достичь.

Оружие использовалось для охоты на крупную дичь с близкого расстояния. Более ранние архаичные люди — Homo heidelbergensis для этих целей применяли лишь заостренные деревянные копья, у которых не было каменных наконечников, в отличие от более прогрессивных неандертальцев.

На N + 1 внимательно следят за исследованиями вымерших популяций Homo. Так, итальянские и французские археологи выяснили, что неандертальцы постоянно присутствовали в Апулии, начиная с ранневюрмского оледенения, пока в регион не пришли кроманьонцы. Немецкие же ученые обнаружили на севере Германии артефакт из кости гигантского оленя, который неандертальцы украсили геометрическим орнаментом около 51 тысячи лет назад. Попытаться узнать по форме черепа эту вымершую популяцию людей можно в нашем тесте «Кто забыл эту голову?».

Глубоко копнули