Сместившееся в древности русло Нила освободило место под Карнакский храмовый комплекс

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

С помощью геоархеологических исследований ученые реконструировали ранние стадии существования важнейшего религиозно-политического центра Древнего Египта — Карнакского храмового комплекса. История его возникновения и развития оказалась тесно связана со смещением нильского русла к западу. По мере того как река освобождала новые участки, небольшое поселение, возникшее на одном из островов, расширялось и при правителях XI династии, начавших здесь монументальное храмовое строительство, превратилось в главную часть новой столицы Египта — города Фивы. О результатах исследований сообщает статья в журнале Antiquity.

Современный Карнак — это небольшой городок в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, лежащий примерно на 2,5 километра севернее Луксора. В древности здесь располагался крупнейший храмовый комплекс — Ипет-Исут («Совершеннейшее место»), — главную роль в котором играл культ Амона-Ра, а также действовали святилища некоторых других божеств. Карнакское святилище, сделавшись частью непрерывно растущего города Фивы, расширялось на протяжении многих веков, с конца III тысячелетия до нашей эры (рождение Среднего царства) и вплоть до завершения Птолемеевской эпохи в I веке до нашей эры. Почти все это время оно было средоточием главного государственного религиозного культа и центром политической консолидации страны.


Поскольку Карнакский комплекс многократно обновлялся и дополнялся новыми храмами, от первоначальной застройки, которая существовала здесь в последние века III тысячелетия до нашей эры, мало что сохранилось. Самое древнее сакральное сооружение на территории Карнака предположительно было воздвигнуто фиванским правителем XI династии Иниотефом (Интефом, или Антефом) II — дедом основателя Среднего царства Ментухотепа II, объединившего страну после кризиса Первого переходного периода. От него в восточной части комплекса сохранился лишь фрагмент восьмиугольной колонны из песчаника с упоминанием бога Амона. Эта постройка датируется приблизительно первой половиной XXI века до нашей эры.

По-видимому, уже в ранний период своего существования в религиозных представлениях египтян район Карнака был связан с сакральным пространством западного берега Нила, так как находился прямо напротив скалистой долины Дейр-эль-Бахри, с глубокой древности служившей местом почитания Хатхор — одной из ипостасей Богини-матери. В середине XXI века до нашей эры в Дейр-эль-Бахри воздвиг свой заупокойный храм Ментухотеп II, а шестью столетиями позднее его примеру последовали фараоны XVIII династии Хатшепсут и Тутмос III. Главная часть комплекса в Карнаке — святилище Амона-Ра — возникло еще в эпоху Среднего царства при Сенусерте I (XX век до нашей эры) и изначально стояло на оси, проходящей через центр священной долины, расположенной по другую сторону реки. Но самые древние храмы, по-видимому, были посвящены другим местным божествам, почитавшимся задолго до Амона, — Мут (еще одному проявлению Богини-матери) и Монту — связанному с солнечным культом богу войны.


Следы небольшого поселения, с которым, возможно, были связаны эти первые святилища, археологи идентифицировали на холме к югу — юго-востоку от храма Амона-Ра, рядом со священным озером. Это поселение существовало уже в XXIII–XXII веках до нашей эры, во время Первого переходного периода, и, возможно, в конце эпохи Древнего царства. Геофизические исследования и анализ фрагментов керамики, обнаруженных в отобранных при бурении кернах, показали, что заселенный холм в это время, по-видимому, представлял собой остров, как и некоторые другие участки Карнакского комплекса, например в районе храма Опет на юго-западе.


Комплексные геоархеологические раскопки, предпринятые группой французских и египетских ученых во главе с Гийомом Шарлу (Guillaume Charloux) из Национального центра научных исследований во Франции, помогли установить, когда и как началось расширение Карнака, и сопоставить этот процесс с ходом исторических событий. Исследования проводились в районе небольшого храма «мемфисской триады» (богов Птаха, Сехмет и Нефертума), расположенном к северу от главного святилища. Раскопки выявили в слое мощностью около пяти метров 30 различных археологических фаз, включая самую раннюю, ниже которой следов человеческого присутствия нет. Строение подстилающего горизонта, который отличается общим уклоном к северо-западу, было изучено с помощью бурения.


Ученые построили стратиграфический разрез, демонстрирующий распределение слоев субстрата рядом с храмом Птаха на глубину до 10 метров. Самый нижний слой образован отложениями речного песка, которые перекрывает намывной вал, сформировавшийся из илистых наносов при разливах Нила. В этом илистом слое археологи нашли первое свидетельство человеческого присутствия — остатки очага, датируемые по радиоуглероду и типологии керамики временем между 2274 и 1977 годами до нашей эры (вероятнее всего — серединой XXII века до нашей эры, то есть эпохой Первого переходного периода, предшествовавшей становлению Среднего царства). На следующем уровне в ветровых песчаных наносах были найдены осколки чаш, датируемые поздним периодом Древнего царства (приблизительно XXIII век до нашей эры). Они происходят из открытого ранее местонахождения в юго-восточной части комплекса.


Первое свидетельство постоянного пребывания людей в районе будущего храма Птаха — остатки строения из сырцового кирпича — относится ко второй половине ΧΧΙ — первой половине ΧΧ века до нашей эры, то есть ко времени, когда фараоны поздней XI и ранней XII династий уже распространяли свою власть на объединенный Египет. Ученые выделили в истории этой постройки семь последовательных архитектурных фаз общей продолжительностью около 100 лет и предположили, что сооружение было одним из древнейших храмов Карнака. Для того чтобы приступить к его возведению на невысоком острове, строители должны были иметь основания если не для уверенности, то хотя бы для надежды на то, что ежегодный разлив Нила не уничтожит их творение. Следовательно, берег реки к этому времени отступил.


Объединив результаты своих раскопок с данными предыдущих исследований, Шарлу и его коллеги реконструировали историю изменений ландшафта в Карнаке и освоения его людьми в конце III тысячелетия до нашей эры. Естественный холм в юго-восточной части комплекса, по-видимому, представлял собой остров, тянувшийся по оси юго-запад — северо-восток. В середине XXIII века до нашей эры здесь могло появиться поселение, и его развитию благоприятствовало постепенное отступление реки. Спустя столетие от воды уже освободилась значительная территория. Она включала участок, на котором позднее выросли храм Птаха и главный храм Амона-Ра (за исключением западной части, где в XIII веке до нашей эры, при Сети I и Рамсесе II, был построен Большой гипостильный зал). К этому времени восходит появление первого очага в районе храма Птаха.


Очевидно, люди стремились занять освобождаемые рекой земли, но на первых порах они должны были сильно страдать от наводнений при разливах, так как высота острова была невелика. Расчеты показывают, что она превышала средний уровень воды в Ниле всего на 0,70 метра. Это задерживало освоение острова, о чем говорят перекрытые песком илистые отложения поверх очага. Вероятно, по причине наводнений оставался необитаемым островок в районе храма Опет.


Тем не менее, берег продолжал отступать, и еще примерно через сто лет, в середине XXI века до нашей эры, около будущего святилища Птаха велось строительство из кирпича-сырца, а в восточной части комплекса уже была воздвигнута колонна Иниотефа II. Исследователи полагают, что приток населения в Карнак был связан с представлениями об особой святости места, и фиванские правители XI династии поощряли и даже направляли этот процесс, разворачивая храмовое строительство по мере своего усиления. Этому способствовала неуклонная миграция нильского русла к западу. Позднее, когда фараоны XII династии переселились на север, построив в районе Файюма новую столицу Ити-Тауи, Карнак не только сохранил статус важного религиозного центра, на который опиралась верховная власть, но и продолжал развиваться, превратившись в итоге в главное святилище Египта.

Ранее археологи сообщили об обнаружении в одном из погребений эпохи XI династии текстов «Книги двух путей» — заупокойного произведения, предшествовавшего появлению широко известной «Книги мертвых», а также рассказали об обнаружении близ Асуана гробницы, принадлежавшей брату могущественного номарха Саренпута II, управлявшего Элефантиной во времена правления XII династии.

Винера Андреева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.