Черно-красные малюры потускнели из-за лесных пожаров

Самцы черно-красных малюров, мелких воробьинообразных птиц родом из Австралии, в сезон размножения приобретают яркую брачную расцветку. Однако, орнитологи выяснили, что лесные пожары сокращают выработку тестостерона у этих пернатых, в результате чего многие самцы сохраняют сероватое оперение — такое же, как у самок. Как отмечается в статье для журнала Journal of Avian Biology, в годы, когда происходят сильные пожары, малюры не размножаются — таким образом, отказываясь от яркой окраски, самцы ничего не теряют, зато экономят ресурсы и снижают риск, что их заметят хищники.

Большинство привычных нам певчих птиц, таких как соловьи, жаворонки или пеночки, отличаются скромной окраской. Однако в южных широтах воробьинообразные зачастую выглядят намного наряднее. Например, у малюров (Maluridae), населяющих Австралию и Новую Гвинею, самцы в брачный период приобретают яркую расцветку, в которой сочетаются синие, голубые, черные и иногда красноватые тона. Столь яркие цвета сигнализируют потенциальным партнершам, что особи мужского пола здоровы и полны сил. При этом если состояние самца далеко от идеального, он может остаться сероватыми, подобно самке.

Команда орнитологов, которую возглавил Джордан Боэрсма (Jordan Boersma) из Университета штата Вашингтон, предположила, что на окраску малюров могут оказывать влияние внешние факторы — например, лесные пожары, часто случающиеся в Австралии. Чтобы проверить данную идею, исследователи сосредоточили внимание на черно-красных малюрах (M. melanocephalus) (альтернативное русское название — красноспинный расписной малюр), которые населяют саванны и редколесья на севере и северо-востоке континента. Самцы данного вида в сезон размножения окрашены в черный цвет с ярко-красным участком на спине.

В течение нескольких лет Боэрсма и его коллеги наблюдали за помеченными цветными кольцами черно-красными малюрами в двух точках на северо-востоке штата Квинсленд. На участке Донки-Фарм (Donkey Farm) орнитологи собирали данные три года (в 2009, 2011 и 2012 годах), причем первый год был засушливым, так что малюры не размножались; второй отличался нормальным количеством осадков; а осенью третьего года, перед началом гнездования, данная территория сильно выгорела. В качестве контроля исследователи заложили неподалеку другой участок, получивший условное название Сэнди-Крик (Sandy Creek), однако через месяц с небольшим от пожара пострадал и он. Правда, в Сэнди-Крик все-таки осталось несколько нетронутых участков растительности.

Каждый год с августа до начала января орнитологи оценивали в обеих популяциях долю черно-красных и сероватых самцов. Птиц отлавливала сетями, фиксировали их расцветку и брали образцы крови, чтобы отличить самок от скромно окрашенных самцов. Кроме того, у пойманных особей регистрировали объем жировых запасов, а образцы крови анализировали, чтобы выявить концентрацию тестостерона и кортикостерона. Первый из этих гормонов стимулирует появление яркой окраски, а второй служит маркером стресса.

Сопоставив полученные данные, Боэрсма с соавторами установили, что среди молодых самцов в возрасте около года больше всего скромно окрашенных особей и меньше всего ярких. Напротив, подавляющее большинство малюров-самцов в возрасте от двух лет и старше в брачный сезон приобретают типичное черно-красное оперение. Помимо возраста птиц, доля ярких самцов сильно зависит от года (p< 0,001). В год, когда оба участка пострадали от пожара, процент черно-красных самцов был достоверно ниже, чем в нормальный и засушливый годы (p=0,003 и p=0,002, соответственно).

Условия года не повлияли на количество жировых запасов и концентрацию кортикостерона у самцов, однако в год с пожарами уровень тестостерона в их крови оказался минимальным (p=0,018 по сравнению с двумя другими годами). При этом вероятность, что перед началом сезона размножения самец перелиняет в черно-красное оперения, находится в прямой положительной зависимости от концентрации тестостерона (p=0,004).

Исследователи пришли к выводу, что пожары подавляют всплеск выработки тестостерона, который происходит у малюров-самцов перед началом сезона размножения и стимулирует развитие характерной брачной расцветки. В результате меньше самцов становятся яркими и больше сохраняют скромную окраску.

Авторы отмечают, что в брачный сезон после пожаров малюры на обоих участках, судя по всему, не размножались (а самцы меньше пели). Вместо этого птицы покидали свои участки, собирались стайками и кочевали среди немногих островков сохранившейся растительности в поисках корма. Возможно, малюры экономят ресурсы или избегают лишнего внимания хищников, отказываясь от ярких красок в сезоны, когда из-за пожаров размножение все равно невозможно. Впрочем, авторы отмечают, что в засушливый год эти птицы также не стали гнездиться, однако доля ярких самцов тогда была высокой.

Ранее мы рассказывали о том, как лесные пожары заставляют желтоголовых лесных певунов (Setophaga occidentalis) из Калифорнии активнее расселяться. В результате носители разных диалектов встречаются друг с другом и их песенный репертуар становится разнообразнее.

Морские биологи сняли глубоководного кальмара без присосок на ловчих щупальцах