Дети до семи месяцев жизни невосприимчивы к визуальной маскировке: они продолжают видеть изображение, даже если его восприятие подавляется посторонними зрительными ощущениями. Такое свойство детского мозга обнаружили японские ученые, проанализировав, как дети разных возрастов смотрели на изображения лиц. Исследование опубликовали в PNAS.
Визуальные стимулы, возникающие один за другим, в человеческом восприятии могут накладываться друг на друга. Этот феномен называют маскировкой. Она может быть прямой и обратной. При прямой маскировке стимул показывают перед появлением объекта, а при обратной маскировке стимул возникает непосредственно после презентации объекта. В обоих случаях восприятие объекта снижается. При этом феномен сохранятся, даже если маска не перекрывает предыдущий объект, а находится вокруг него. Считается, что маскировка вмешивается в передачу информации по связям между зрительными центрам разных уровней в мозге. Маскировка влияет на взрослых людей, и было непонятно, характерен ли этот феномен для младенцев.
Японские ученые под руководством Масами Ямагучи (Masami K. Yamaguchi) из Университета Чуо решили изучить эффект маскировки у 60 младенцев в возрасте 5-8 месяцев. Дети дольше фиксируют взгляд на лицах, поэтому для эксперимента использовали изображения человеческих лиц. Исследователи измеряли, сколько времени дети фиксируют на них взгляд. В эксперименте использовали вид маскировки, называемой маскировкой подстановкой объекта. В этом случае восприятие изображения объекта снижается из-за того, что окружающая объект маска пропадает с экрана позже, чем сам объект. В начале детям показывали лицо, окруженное четырьмя точками. Затем эксперимент завершался двумя способами: точки пропадали с экрана вместе с лицом или задерживались на 250 миллисекунд. Эксперимент повторили пять раз.
Оказалось, что дети 3-4 и 5-6 месяцев смотрели на экран одинаковое время в обоих случаях, и маскировка никак на них не повлияла, а дети 7-8 лет смотрели на экран дольше, если окружающие точки пропадали с него одновременно с лицом (p < 0,001).
Исследователи допустили, что изображения лиц на экране появлялись так быстро, что дети просто не могли понять, что им показывают. Тогда ученые проверили, как младенцы реагируют на лица и другие стимулы такой же длительности, но без эффекта маски. Дети всех возрастных групп дольше задерживали взгляд на лицах (p < 0,01).
Ученые заключили, стимулы, которые ребенок понимает в раннем возрасте со временем перестают восприниматься. Алгоритм получения визуальной информации меняется с 5 месяцев до года жизни. У младенцев до полугода зрительные связи в мозгу незрелые, поэтому они могут неоднозначно воспринимать изображения окружающего мира. После формирования этих вертикальных и горизонтальных связей дети приобретают способность объединять локальную информацию в глобальную картину.
Американские ученые обнаружили, что дети способны использовать знания об объектах реального мира для визуального поиска уже в возрасте шести месяцев. В эксперименте они с успехом находили лица среди геометрических фигур.
Анастасия Кузнецова
Гиппокампальный нейрогенез оказался перспективной мишенью для терапии заболевания
Американские исследователи обнаружили, что активация нейронов, образовавшихся во взрослой жизни, может восстанавливать память и эмоции при болезни Альцгеймера у мышей. Отчет о работе опубликован в журнале Cell Stem Cell.