Наземные телескопы подтвердили пылевую гипотезу Великого потемнения Бетельгейзе

Астрономы с помощью наземных телескопов подтвердили, что Великое потемнение Бетельгейзе, произошедшее пару лет назад, действительно было вызвано пылевым облаком, образованным в результате выброса плазмы из фотосферы звезды. По мнению ученых это событие не является признаком неминуемого взрыва Бетельгейзе как сверхновой, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории.

Бетельгейзе представляет для астрофизиков большой интерес — этот красный сверхгигант, будучи одной из крупнейших известных звезд, находится в финале своего эволюционного пути. Возраст звезды оценивается в восемь миллионов лет и в ближайшие десять тысяч лет она может взорваться как сверхновая II типа. Красные сверхгиганты представляют собой наиболее часто встречающуюся заключительную стадию эволюции звезд с начальной массой от 8 до 30-35 масс Солнца и на протяжении этой стадии активно теряют массу за счет плохо изученных механизмов. Убыль массы сильно влияет на дальнейшую эволюцию звезды, таким образом, изучая Бетельгейзе астрономы могут составить более полную картину финалов жизни массивных звезд.

В период с ноября 2019 года по март 2020 года яркость звезды рекордно упала (Великое потемнение), что интерпретировалось и как готовность Бетельгейзе взорваться, однако в дальнейшем ее яркость восстановилась до обычных значений. Существовало несколько версий произошедшего: локальное уменьшение эффективной температуры звезды, затенение облаком пыли, которое либо только что образовалось, либо проходило по диску звезды, или изменение углового диаметра Бетельгейзе. Пылевая гипотеза вскоре получила подтверждение, однако доказательства были и у версий, не связанных с влиянием пыли.

Группа астрономов во главе с Мигелем Монтарже (Miguel Montargès) из Парижской обсерватории опубликовала результаты анализа данных наблюдений за Бетельгейзе при помощи спектрополяриметра SPHERE, установленного на телескопе VLT, и приемника GRAVITY, работающего на интерферометре VLTI, в период с января 2019 года по март 2020 года.

Исследователи пришли к выводу, что Великое затемнение не является признаком неминуемого взрыва Бетельгейзе как сверхновой и было вызвано пылью, образованной в ходе конденсации в плазменном пузыре, выброшенном из фотосферы звезды ранее, возможно в результате ее пульсаций. Предполагается, что общая масса пыли может равняться (2,3–8,5)×10–2 массы Земли, что составляет от 35 до 128 процентов среднегодовой потери массы звездой, а сам процесс образования пылинок шел в пределах нескольких радиусов от Бетельгейзе. Ученые считают, что Бетельгейзе и другие красные сверхгиганты могут демонстрировать два режима потери массы: постоянное, однородное истечение со звезды газа с небольшой долей пыли и эпизодические, локализованные выбросы плазмы, способные запускать процессы эффективного пылеобразования.

Подробнее про судьбу Бетельгейзе можно узнать из нашего материала «Часики-то тикают».

Астрономы отыскали две суперземли-компаньона у субземли с огромным железным ядром