Норвежские социологи показали, что низкий уровень образования матерей и отцов увеличивает риск смерти их детей, даже с учетом других параметров социально-экономического статуса семьи. Работа, опубликованная в журнале The Lancet, представляет собой глобальный обзор и метаанализ 300 исследований влияния образования родителей на выживаемость их детей (в возрасте до пяти лет) в сочетании с анализом демографических и медицинских данных.
Влияние родительского образования на выживание детей давно исследуется учеными из разных стран. Например, в 2019 году команда исследователей из Германии и Финляндии сообщила о более низкой неонатальной смертности детей (из 72 стран), чьи матери были более образованными, имея при этом средний либо низкий доход. Однако есть немного исследований о влиянии образования родителей на выживаемость детей после первого месяца жизни.
Также влияние уровня образования отцов недооценивается, хотя некоторые исследователи связывают отцовское образование с увеличением выживаемости детей. В целом исследования демонстрируют, что образование матерей имеет более сильную корреляцию с детской смертностью по сравнению с образованием отцов.
Несмотря на то, что в последние десятилетия появилось много исследований о связи образования родителей и выживаемости их детей, ни в одном из них не предпринималась попытка оценить влияние родительского образования на смертность детей (в возрасте больше месяца) в глобальном масштабе. Учитывая значительное неравенство в уровнях образования населения и показателях детской смертности в разных странах.
Теперь социологи из Норвежского технологического университета во главе с Мирзой Баладж (Mirza Balaj) провели глобальный обзор исследований и оценили общее снижение смертности детей в возрасте до пяти лет, связанное с повышением уровня образования их матерей и отцов.
Ученые искали нужные исследования в семи базах данных: CINAHL, Embase, MEDLINE, PsycINFO, PubMed, Scopus и Web of Science. Хотя изначально авторы были нацелены на поиск работ с данными о детской смертности до 18 лет, они обнаружили недостаточное количество публикаций о детях старше 5 лет, чтобы включить их в метаанализ. В итоге социологи в своем обзоре проанализировали 300 исследований из 92 стран, опубликованных в период с 1982 по 2020 год. Ученые провели анализ с использованием данных Министерства внутренней безопасности США об историях рождения, годах обучения и доходах людей.
Оказалось, что повышение образования как матерей, так и отцов снижало смертность детей от разных причин в возрасте до пяти лет. Однако образование матери сказывалось сильнее, чем образование отца. Исследователи наблюдали снижение смертности детей в среднем на 31 процент (по сравнению с детьми, чьи родители совсем не имели образования), если их матери учились в течение 12 лет, то есть имели полное среднее образование. Смертность детей снижалась на 17,3 процента, если их отцы имели полное среднее образование.
Снижение смертности детей на 16,9 процентов наблюдалась, если их мамы имели начальное образование (6 лет учебы), на 31 процент — если у матерей было полное среднее образование (12 лет) и на 39 процентов — если матери имели высшее образование (16 лет).
Ученые также показали, что один дополнительный год обучения матерей в среднем был связан со снижением смертности их детей на 3,04 процента. А один дополнительный год обучения отцов снижал смертность в среднем на 1,57 процента. Еще оказалось, что «защитный» эффект образования каждого родителя был значительным в каждой возрастной группе до пяти лет и усиливался с увеличением возраста ребенка.
В прошлом году исследователи из Англии пришли к выводу, что уровень образования родителей влияет на способность их детей к математике. Оказалось, что в среднем у детей людей с высшим образованием оценки по математике на 41 процент лучше. Кроме того, важным фактором для успеваемости по этому предмету является социально-экономический статус семьи.
Виктория Барановская
Исследователи из Канады описали, как отличается видение романтических отношений с одним и тем же партнером в прошлом, настоящем и будущем: люди оценивали прошлое негативнее, чем было на самом деле, а вот явной склонности к переоценке или недооценке будущего обнаружено не было. Исследование опубликовано в Journal of Social and Personal Relationships.