Древняя китаянка пожертвовала собой ради объятий в могиле с мужем

Археологи из Китая и США исследовали обнаруженное в некрополе Бигуйюань в 2020 году парное захоронение обнимающихся мужчины и женщины. Они пришли к выводу, что во времена империи Северная Вэй (386–534 годы нашей эры) жена пожертвовала собой, чтобы быть захороненной в объятьях своего почившего мужа. Ученые отметили уникальность такой загробной любовной сцены для Китая. Исследование опубликовано в International Journal of Osteoarchaeology.

Парные захоронения сами по себе не являются чем-то уникальным и редким в археологической практике. Они, как правило, представляют собой или отдельные гробы в одной погребальной камере, или один гроб, но оба человека помещены в вытянутом положении. Достаточно редко же встречаются захоронения, в которых изображены сцены любви между покойными.

В 2018 году на юге Тернополя археологи обнаружили один из таких редких случаев, это было захоронение древностью около трех тысяч лет, относящееся к высоцкой культуре. В могиле находилась женщина, лежавшая на боку, правой рукой прижимая к себе мужчину, положив запястье своей руки на его правое плечо. Ее ноги были согнуты в коленях и лежали поверх вытянутых ног мужчины. На головах обоих покойных находились бронзовые украшения. Известен более скромный пример с территории современной России, где в 2016 году на берегу Байкала археологи нашли богатое захоронение с останками мужчины и женщины глазковской культуры бронзового века, которые держались за руки. Более подробно о парных захоронениях и древних представлениях о любви можно прочитать в нашем блоге «Любовь до гроба».

Цюаньчао Чжань (Quanchao Zhan) из Цзиминьского университета совместно с учеными из Китая и США исследовал парное погребение взрослых мужчины и женщины, относящихся ко временам империи Северная Вэй (386–534 годы нашей эры). Оно обнаружено в 2020 году в некрополе Бигуйюань, находящемся на территории современной провинции Шаньси в Северном Китае.

В Бигуйюане археологам удалось обнаружить около 600 гробниц, в основном катакомбного типа. Погребальные предметы состояли главным образом из глиняной посуды, в редких случаях присутствовали кости животных. Большинство захоронений в некрополе – одиночные, за тремя исключениями: в двух случаях ученые предполагают, что пары заключены в объятия, а в одном – просто уверены.

Археологи отметили, что почти полные скелеты мужчины и женщины находились в любовных объятиях, при этом на безымянном пальце левой руки дамы надето серебряное кольцо. Снаружи гроба ученые обнаружили фрагменты трех глиняных сосудов, а под ногой мужского скелета – золу и уголь.

Ученые установили, что мужчина погребен в возрасте 29–35 лет, он был ростом около 161,5 сантиметра. Кроме того, на его останках наблюдалось несколько признаков патологий и травм, например, была сломана локтевая кость. Женщина, вероятно, могла быть несколько старше своего спутника. По оценкам исследователей, на момент смерти ей было 35–40 лет, а ее рост составлял около 157,1 сантиметра. Никаких патологий у женщины ученые найти не смогли, кроме потерянного при жизни первого моляра и небольшого кариеса.

Археологи описали, что мужчина держал свою женщину за талию. Дама лежала на правом боку, ее голова находилась на его плече, а левая рука располагалась на талии мужчины. По мнению авторов, эта сцена загробной жизни стала реакцией на сильную прижизненную любовь. Ученые заключили, что, хотя совместные погребения не были редкостью, но очевидная поза объятий и явное проявление любви между мужчиной и женщиной – первая подобная находка в Китае. Исходя из общей оценки скелетов, археологи предположили, что жена пожертвовала собой ради того, чтобы быть похороненной вместе с умершим мужем.

Ранее на N + 1 мы уже рассказывали о других интересных археологических находках, относящихся к Древнему Китаю. Так, скифо-сибирский звериный стиль приглянулся древним китайским ювелирам, а переход к земледелию позволил древним китайцам устраивать массовые алкогольные пиршества.

В Скандинавских горах вытаяли элементы узды эпохи викингов