Китайские палеонтологи описали новый ихновид птерозавров

Китайские палеонтологи обнаружили большое количество следов птерозавров — летающих ящеров — в районе Урхо и отнесли их к новому ихновиду — Pteraichnus wuerhoensis. Высокая плотность на небольшом участке и разный размер отпечатков позволили ученым предположить, что эти птерозавры вели стайный образ жизни. Исследование опубликовано в журнале PeerJ.

Ихнофоссилии (от др.-греч. ἴχνος — «след») — ископаемые следы жизнедеятельности организмов. К ним относятся, к примеру, следы передвижения, норы, копролиты (ископаемые экскременты), регургиталиты (ископаемое отрыгнутое содержимое желудка). В большинстве случаев неизвестно, какой именно организм оставил след, поэтому по ихнофоссилиям описывают ихнотаксоны: ихновиды, ихнороды и так далее.

В 1860-х годах палеонтологи обнаружили следы, которые приписали птерозаврам. Но более поздние исследования убедительно показали, что эти следы были оставлены мечехвостами (Limulidae). В 1957 году были описаны отпечатки конечностей птерозавров из отложений верхней юры. Но затем палеонтологи посчитали, что их оставил небольшой крокодил. Однако новые находки похожих следов подтвердили, что отпечатки все же принадлежат птерозаврам. Впрочем, впоследствии следы крокодиломорфов все же перепутали со следами птерозавров: в прошлом году палеонтологи опубликовали статью, в которой опровергли предположения, что следы из Кореи оставили крупные птерозавры.

К настоящему времени описано три ихносемейства, шесть ихнородов и 15 ихновидов птерозавров из нескольких десятков местонахождений в 13 странах. Например, самое большое местонахождение в Китае располагается в районе Урхо (Wuerho) Синьцзян-Уйгурского автономного района. Кроме следов птерозавров здесь были найдены следы нептичьих динозавров и птиц, а также ископаемые остатки самих животных.

Ян Ли (Yang Li) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук возглавил команду исследователей для изучения недавно обнаруженных следов птерозавров в районе Урхо. Следы находились на плите песчаника из отложений нижнемеловой формации Шэнцзинькоу (Shengjinkou Formation). Всего ученые обнаружили 114 отпечатков, включая 57 следов передних и 57 следов задних конечностей. Размеры отпечатков оказались небольшими: средняя длина следа передней конечности составляла примерно 3,40 сантиметра, следа задней — примерно 4,02 сантиметра. Отпечатки отличались от ранее найденных следов птерозавров, поэтому палеонтологи описали новый ихновид в ихнороде Pteraichnus — P. wuerhoensis. Видовое название ученые дали в честь места находки.

В районе Урхо ранее были найдены окаменелости двух птерозавров из семейства джунгариптерид (Dsungaripteridae): Noripterus complicidens и более крупный Dsungaripterus weii. Исходя из размеров и формы отпечатков, исследователи предположили, что следы P. wuerhoensis принадлежат N. complicidens. Обнаруженные следы были разного размера: длина отпечатков передних конечностей составляла от 1,90 до 5,15 сантиметра, отпечатков задних — от 2,68 до 5,71 сантиметра. Высокую плотность следов (особенно разноразмерных) на небольшой площади обычно связывают со стайным образом жизни, поэтому авторы работы пришли к выводу, что эти птерозавры образовывали скопления особей разного возраста.

N + 1 уже писал о найденных в районе Урхо ископаемых следах. В этом году ученые сообщили о том, что впервые обнаружили следы молодого стегозавра.

Колоссальный кит из Перу оспорил у синего кита титул самого тяжелого животного в истории