Британский археолог Кристофер Сильвестр исследовал останки умерших от лепры в средневековом городе Чичестер и выяснил, что заболевшие придерживались диеты, основанной на употреблении мяса. Этому способствовали средневековые представления о лечении проказы. Археолог заметил, что в основном это было некачественное мясо, пожертвованное лепрозорию, а также мясо животных, найденных мертвыми или ранеными. Больные имели больший доступ к этой пище, нежели низшие слои средневекового английского общества. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.
Лепра (проказа) известна с древних времен и упоминается в письменных источниках древних цивилизаций. На протяжении всей истории больные лепрой часто подвергались остракизму со стороны своих сообществ и семей. Настоящий прорыв в ее лечении произошел лишь в 1940-х годах, когда разработали диапсон — препарат, останавливающий развитие этого недуга. Сегодня это одна из официально забытых болезней, хотя в некоторых регионах продолжают фиксировать серьезное количество новых случаев, например, в Индии, Бразилии и Мьянме. В России в 2019 году был зафиксирован лишь один новый случай заболевания, а в 2020 — шесть. Около двухсот человек оставались под наблюдением врачей, больше половины больных приходится на Астраханскую область. До недавнего времени считалось, что только люди заражаются лепрой. Однако биологи заметили эту болезнь и у обыкновенных белок (Sciurus vulgaris), обитающих на юге Англии, и у девятипоясных броненосцев (Dasypus novemcinctus), обитающих на юге Северной и большей части Южной Америки.
Ученые предполагают, что в Средние века лепра была распространенной болезнью во всех странах Европы из-за большого количества паломников, разносивших эту заразу. С XI по XIV века по всему континенту наблюдался беспрецедентный рост случаев появления лепрозориев — больниц для прокаженных. Традиционно считалось, что проказа проникла в Европу после начала крестовых походов в Средневековье. Однако сегодня известно, что лепрозории стали появляться гораздо раньше. На Британских островах основным рассадником заразы, видимо, было королевство Восточная Англия. Возможно, лепра уже пришла на острова вместе с англо-саксонской миграцией в V–VI веках. Существуют и другие версии, что виновниками были больные белки с континента или викинги.
Средневековые медицинские авторитеты опирались на античную гуморальную теорию, считая, что тело будет эффективно функционировать, когда все четыре основные жидкости (кровь, флегма, жёлтая желчь и чёрная желчь) находятся в балансе. Они предполагали, что все эти гумусы образуются при переваривании пищи, поэтому первым принципом средневековой медицины выступала диета.
Кристофер Сильвестр (Christian Martin Silvester) из Университетского колледжа Лондона исследовал рацион питания больных лепрой в средневековой Англии. Для этого он изучил останки 24 людей, похороненных на кладбище, связанном с лепрозорием и богодельней Святого Иакова и Марии Магдалины в Чичестере. Для сравнения ученый использовал останки 17 людей с кладбища Святого Михаила, относящегося к 1100–1700 годам. Сильвестр попытался понять, в какой мере рацион больных соответствовал средневековым врачебным рекомендациям.
Ученый отметил, что самые ранние захоронения на рассматриваемом кладбище сделаны в XII–XIV веках. Он разделил кладбище на две зоны. Первая включала наиболее древние могилы, где доля людей с изменениями скелета, вызванными лепрой, составила 61,1 процента. Вторая — более поздние, где удалось обнаружить лишь 15 процентов прокаженных. Последнее документальное упоминание о лепрозории относится к 1418 году. Из каждой зоны Сильвестр отобрал по 12 образцов. Все отобранные для исследования останки принадлежали взрослым, у которых сохранился второй моляр, чтобы по износу эмали выяснить, жесткость потребляемой пищи.
Сильвестр обнаружил, что у больных лепрой наблюдается большая доля износа вторых моляров, нежели у лиц, не страдавших проказой. Отсутствие достоверных различий между кладбищенскими участками указывает на то, что рацион питания оставался примерно одним и тем же в разные времена. Сильвестр отметил, что характер износа аналогичен тому, что наблюдается у современных охотников-собирателей, употребляющих значительное количество мяса. Бедные же слои населения захороненные на кладбище Святого Михаила, вероятно, питались пшеницей, ячменем и овсом с ограниченным добавлением мяса. Ученый пришел к выводу, что в лепрозории практиковали мясную диету.
Археолог дополнил, что некачественное мясо часто предоставлялось в лепрозории в виде пожертвований. Начиная с XIII века закон предписывал приносить в это учреждение мясо всех животных, найденных мертвыми или ранеными. Такой подход связан со средневековыми представлениями об облегчении симптомов проказы через употребление некоторых видов пищи, в том числе мяса.
Ранее на N + 1 мы уже рассказывали об исследованиях, связанных с болезнями и больными в историческом контексте. Так, раскопки туалета XIX века указали на паразитарные инфекции у богатых домовладельцев, а археологи установили уровень заболеваемости подагрой в средневековом Кембридже. Кроме того, если вы хотите узнать, откуда взялась подагра и почему она благосклонна к некоторым людям, можно прочитать блог «Господская болезнь».
Михаил Подрезов