Раннее обучение детей из бедных семей связали с увеличением объема мозга в зрелости

Раннее обучение связано с увеличением площади поверхности и объема коры больших полушарий у мужчин и нижней левой лобной извилины у женщин. Американские исследователи проанализировали данные магнитно-резонансной томографии у людей, с которыми до 5 лет проводили занятия по когнитивному и речевому развитию, и у тех, которых не обучали. В эксперименте участвовали преимущественно афроамериканцы из бедных семей. Оказалось, что обучение ассоциировано с увеличением объема и площади поверхности мозговых структур, но эффект более заметен для мужчин. Работа опубликована в Journal of Cognitive Neuroscience.

Роль общества и окружения для интеллектуального развития ребенка обсуждается уже многие годы. Эксперименты с животными показали, что многообразие предметов в клетке увеличивает размер их мозга, но для людей такие работы были в основном наблюдательными: не предпринималось попыток изменить среду. Раннее обучение поднимает интересный вопрос: может ли благоприятный опыт, полученный в детстве, повысить социоэкономический и интеллектуальный статус детей по сравнению с их родителями. В современном мире, где стремятся дать детям равные возможности, особенно важно понять, насколько доступность образования с малых лет влияет на развитие мозга детей.

Американские ученые под руководством Крейга Реймея (Craig T. Ramey) из Политехнического Университета Виргинии решили проверить, как ранее обучение влияет на развитие мозга во взрослом возрасте. Для эксперимента они использовали данные участников Abecedarian Project — проекта, который изучал преимущества дошкольного обучения детей младшего возраста из бедных семей. В исследовании, которое проводилось с 1972 года в Северной Каролине, с самого рождения участвовали 112 детей (98 процентов афроамериканцев). Все они происходили из бедных и малообразованных семей.

Детей разделили на две группы: с одной группой проводили занятия по когнитивному и лингвистическому развитию 50 недель в год в течение пяти лет, а с другой группой не занимались. Обеим группам помогали социальные службы, и они были обеспечены медицинской помощью. Это выравнивало финансовое положении семей. В возрасте 35-40 лет повзрослевшие участники прошли магнитно-резонансное исследование. В финальный анализ включили 47 человек (29 из группы с обучением и 18 из группы контроля). Различия между группами считались достоверными при p < 0,05.

У мужчин из группы, с которой проводились занятия, обнаружили значительное увеличение площади поверхности коры полушарий головного мозга (средняя разница с группой контроля 13,13 процента), передней поясной коры (30,41 процента), а также объема коры больших полушарий (10,73 процента). У женщин эффекты раннего обучения выражены слабее: наблюдалось увеличение площади поверхности нижней левой лобной извилины (20,04 процента) и ее объема (14,24 процента). Ученые выбрали для анализа именно эти мозговые структуры, так как кора больших полушарий и передняя поясная извилина связаны с интеллектуальными функциями, а нижняя левая лобная извилина — с речью.

Исследователи заключили, что раннее когнитивное и речевое развитие важно для формирования мозга ребенка. Особенно эффект обучения виден на мальчиках. Ученые считают, что разница может быть как врожденной особенностью пола, так и подвергаться влиянию социальных факторов и условий, которые существуют в обществе. Основное ограничение работы — небольшая выборка.

Дети с самого раннего возраста не только развиваются интеллектуально, но и учатся у взрослых другим полезным навыками, например, упорству. Американские ученые провели эксперимент, в ходе которого следили за тем, как упорство взрослых при выполнении задач влияет на упорство маленьких детей, которые за ними наблюдают. Оказалось, что уже в самом раннем возрасте дети учатся тому, что для достижения успеха необходимо стараться.

Подросток умер от очень острой чипсины