В древнеримских катакомбах нашли останки раба из Нубии или Сахары

Бельгийские ученые исследовали недавно обнаруженную в катакомбах святых Марцеллина и Петра челюсть и выяснили, что она принадлежала человеку из Нубии или Центральной Сахары. Вероятно, это был раб, которого вынудили проделать путь в 2500 километров в I–III веках нашей эры. Исследователи считают, что в катакомбах хоронили жертв городской эпидемии независимо от их социального статуса. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

В дохристианскую эпоху в Риме начала развиваться большая сеть подземных туннелей, которые служили местами для захоронений. Одним из первых катакомбы еще в XVI веке начал изучать Антонио Бозио. Катакомбы святых Марцеллина и Петра находятся на древней Лабиканской дороге и были построены еще в I–III веках нашей эры. Они уходят на глубину до 16 метров на общей площади около 18 тысяч квадратных метров, а их стены и своды украшены библейскими сюжетами. В самой древней части этих туннелей в начале 2000-х годов обнаружили несколько массовых захоронений, содержавших останки около трех тысяч человек.

Исследования в катакомбах показали, что в некоторых массовых захоронениях тела умерших были целенаправленно мумифицированы, для чего использовался гипс и ткани. Одно из таких захоронений, в основном молодых людей обоих полов, содержало останки более ста человек, аккуратно сложенных рядами, что, вероятно, свидетельствует о городской эпидемии. Следы золота, серебра и янтаря рядом со многими телами указывают на их высокий социальный статус при жизни.

Кевин Салесс (Kevin Salesse) из Свободного университета Брюсселя совместно с антропологами и генетиками из Бельгии исследовали человеческие останки, обнаруженные в римских катакомбах святых Марцеллина и Петра. Внимание ученых привлекла древняя челюсть, относящаяся к I–III векам нашей эры. Исследователи решили провести изотопный анализ находки и сравнить с корпусом данных, полученных из останков этого же памятника, а затем сопоставить результаты с имеющимися сведениями о популяциях животных и людей из Италии и за ее пределами. Кроме того, исследователи предприняли попытку извлечь и проанализировать ДНК, однако этого сделать не получилось из-за плохой сохранности материала.

Ученые выяснили, что три места можно потенциально считать регионами происхождения человека, которому принадлежала челюсть: Аравийский полуостров, долина Нила и Центральная Сахара. Именно там человек провел детство, судя по изотопному анализу его зубов. Необычная морфология челюсти позволила ученым обнаружить признаки, распространенные среди африканских популяций. В ходе дальнейших исследований они пришли к выводу, что, вероятнее всего, родина человека находилась на территории современного Судана, хотя полностью исключить Центральную Сахару нельзя. На это указали данные изотопных анализов останков крупного рогатого скота с древних нубийских стоянок.

Исследователи пришли к выводу, что человек, чью челюсть нашли в Риме, является первым известным мигрантом африканского происхождения (из районов, на которые не распространялась власть Империи), идентифицировать которого получилось с помощью междисциплинарного подхода, включающего изотопный анализ. Они отметили, что это вторая по продолжительности миграция через Римскую империю, имеющая прямые доказательства, уступая лишь находке в римском Йорке на территории Великобритании, куда человек добрался, по всей видимости, с Ближнего Востока.

Основываясь на изотопных анализах, ученые отметили, что рацион питания человека из Рима состоял в основном из пресноводной рыбы. Это говорит о его принадлежности к низшим слоям общества. Исследователи заключили, что, скорее всего, человек подвергся принудительной миграции из Нубии (или Центральной Сахары) в качестве раба. Однако присутствие его останков среди массовых захоронений в катакомбах святых Марцеллина и Петра указывает на то, что здесь хоронили людей из разных социальных слоев, видимо, из-за разразившейся эпидемии.

Ранее на N + 1 мы уже рассказывали об интересных находках на территории Римской империи. Так, в Венгрии нашли мультикультурное кладбище эпохи заката Римской империи, а генетики подтвердили поговорку «Все дороги ведут в Рим». Кроме того, если хотите более подробно узнать о римских захоронениях с необычной историей прочтите наш блог «Не солдат, а морской инженер: как погибший в Геркулануме сменил чин и профессию».

Около 930 тысяч лет назад количество размножающихся людей сократилось до 1280 человек