Команда японских и британских исследователей показала, что уже на раннем этапе развития люди, вероятно, ассоциируют обладание сверхъестественными способностями с более высоким социальным статусом. В работе, опубликованной в журнале Scientific Reports, маленькие дети в возрасте от 12 до 16 месяцев просмотрели серию анимационных роликов, в которых два персонажа преодолевали препятствие на пути к призу, а потом соревновались за вознаграждение. Оказалось, что младенцы ожидали, что награду получит персонаж, который применял сверхспособности (левитировал и телепортировался), когда добирался до приза.
Существуют исследования демонстрирующие, что люди с малых лет обладают достаточно широким пониманием социальных отношений. Например, дети в возрасте одного года и младше ожидают, что более крупные персонажи будут доминировать над маленькими, и что большее количество союзников обеспечивает более авторитетное положение в группе.
Общество всегда наделяло людей, обладающих сверхъестественной силой, более высоким социальным статусом. Примеров много: от шаманов до богов мировых религий. Однако мало что известно о природе этой связи и ее возникновении.
Команда ученых из Оксфордского университета и Университета Кюсю в Японии под руководством Сяньвэй Мэна (Xianwei Meng) решила проверить, могут ли сверхспособности персонажа, противоречащие законам физики и помогающие в достижении целей, делать этого персонажа в глазах младенцев более авторитетным по сравнению с персонажами без сверхъестественных способностей.
Чтобы выяснить это, ученые провели серию экспериментов, каждый из которых задействовал 24 ребенка в возрасте от 12 до 16 месяцев. Младенцы сидели на коленях у взрослых в тихой комнате на расстоянии 145 сантиметров от 55-дюймового экрана, на котором демонстрировались мультики.
В первом видеоролике анимированные геометрические фигуры должны были добраться до награды (маленького кубика), преодолев углубление. Розовый персонаж спустился, а затем поднялся, преодолев яму пешком, а синий персонаж просто пролетел над ямой и забрал вознаграждение. После просмотра мультика, младенцы смотрели еще два ролика, в одном из которых синий (сверхъестественный) персонаж, доминируя над розовым, забирал единственный приз, а в другом ролике приз получал розовый персонаж.
За маленькими участниками наблюдали с разных ракурсов с помощью видеокамер. Чтобы уменьшить влияние взрослых на младенцев, их попросили никак не взаимодействовать с детьми и не реагировать на происходящее. Ученые оценивали то, как долго младенец смотрел на ситуацию, когда розовый или синий персонаж получал приз. Чем дольше взгляд ребенка задерживался на увиденном, тем более неожиданная для него была ситуация.
Оказалось, что младенцы дольше смотрели на экран, осмысливая происходящее, когда награду получал персонаж без сверхспособностей. В том случае, когда доминировал сверхъестественный персонаж, дети долго не задерживались взглядом на экране, что приравнивалось к тому, что исход для них был ожидаемый.
Однако, возможно, младенцы ожидали, что сверхъестественный персонаж получит вознаграждение, так как он добрался до цели более эффективны способом — по кратчайшему пути, а не из-за того, что он левитировал.
Для проверки этого предположения во втором эксперименте младенцам показали похожий ролик, но с отличием в том, что синий персонаж теперь не левитировал, а шел по мосту прямо к награде по той же траектории, по которой летел сверхъестественный персонаж в первом ролике.
После этого видеоролика, посмотрев другие ролики с соревнованием за единственный приз, младенцев не удивил никакой из исходов. Испытуемые практически одинаково отреагировали на выигрыш розового и синего персонажа. Хотя синий использовал более эффективный способ добраться до приза (по мосту).
Чтобы повысить надежность результатов, исследователи показали младенцам еще один ролик с демонстрацией новой суперсилы персонажа. В этот раз сверхъестественный персонаж телепортировался — исчезал, чтобы преодолеть наземное препятствие на пути к награде, а потом появлялся в другой части экрана. А вторая анимированная фигурка преодолевала препятствия, не противореча законам физики.
Результаты серии экспериментов показали, что младенцы зачастую находили события неожиданными (дольше смотрели на экран), когда персонаж без сверхъестественных способностей побеждал персонажа, обладающего суперсилой. При этом младенцы долго не смотрели на экран, когда персонаж без сверхспособностей получал награду в соревновании с персонажем, который достиг цели более эффективно (ролик с мостом), но обычным способам — не телепортируясь и не левитируя.
Антропологи давно осознают связь между сверхъестественной силой и социальным доминированием в культурах разных народов мира. Однако данное исследование впервые демонстрирует, что эта ассоциация, скорее всего, появляется на ранней стадии процесса социализации, в довербальном периоде.
В 2018 году американские психологи выяснили, что маленькие дети не просто способны вычислить лидера, но и, вероятно, способны отличить лидера, которому другие подчиняются из уважения, от агрессора, указания которого выполняются из страха.
Виктория Барановская
А вот время, в которое люди спят, было связано с качеством жизни не так сильно
Качество сна оказалось намного важнее для качества жизни, чем режим сна или его продолжительность. Такой вывод сделали чешские ученые, проанализировав данные более 4500 человек, которые в течение трех лет отвечали на вопросы о параметрах своего сна. При этом качество сна оказалось связано с разными аспектами качества жизни: самочувствием, счастьем, удовлетворенностью жизнью и благополучием — но не со стрессом на работе. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.