Маленькие дети, вероятно, способны отличить лидера, которому другие подчиняются из уважения, от агрессора, указания которого выполняются из страха, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Первые годы своей жизни ребенок проводит преимущественно в обществе своих родителей. Поэтому ученые задаются вопросом, способны ли дети понимать общие принципы взаимодействия в социуме, где индивиды могут быть в той или иной степени неравны между собой. Исследования показывают, что испытуемым младшего возраста доступна концепция «группы»: они по-разному реагируют на внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия. Однако психологам неизвестно, понимает ли ребенок, что такое вертикальная иерархия и неравенство.
Чтобы выяснить это, группа под руководством Франческо Маргони (Francesco Margoni) из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне провела серию экспериментов с участием 96 детей в возрасте около 21 месяца. Исследователи показывали детям короткий мультик, в котором главным героем был либо лидер, либо агрессор, либо просто приятный персонаж. Он давал указание небольшой группе, которая могла им последовать или не подчиниться. Психологи наблюдали реакцию испытуемых на разные действия героев, регистрируя продолжительность их взгляда. Этот метод часто используется в экспериментах с маленькими детьми, так как они пока что не могут сообщить о своих ощущениях и мыслях. Считается, что младенцы дольше смотрят на события, которые противоречат их ожиданиям.
Предварительно ученые проверили, что характеры персонажей будут понятны детям. Для этого они показали мультик 20 студентам, которые должны были сопоставить героев с описаниями. После этого группа Маргони приступила к испытаниям.
В первом эксперименте, главный герой, который был показан как лидер или агрессор, давал приказ («Идите спать!») трем другим персонажам. Затем он покидал сцену, и после этого они либо продолжали следовать его указаниям, либо нет. По предположению психологов, в случае с лидером дети должны были ожидать, что остальные герои будут подчиняться ему и после исчезновения из кадра, так как его власть основана на уважении. В случае с агрессором, у испытуемых, по мнению ученых, не должно быть таких ожиданий. Они могли продолжить делать то, что от них требовали, чтобы обезопасить себя, а могли не подчиниться, так как им больше не угрожает физическая расправа.
Как и ожидалось, испытуемые смотрели на происходящее дольше, если лидер уходил из кадра, а оставшиеся герои не следовали его приказам. При этом для агрессора психологи не заметили подобных отличий: длительность взгляда была примерно одинаковой в любых условиях. Дополнительное испытание показало, что дети будут ожидать выполнения указаний в случае, если хулиган остается в кадре.
В следующем эксперименте ученые хотели убедиться, что они правильно интерпретируют полученные результаты. Возможно, реакции младенцев основывались не на понимании властных отношений, а на простой симпатии. На этот раз психологи показывали детям мультик с участием позитивного героя. Сначала он появлялся в кадре и здоровался с группой играющих в мяч персонажей. Они здоровались в ответ и давали ему игрушку, после чего главный герой покидал место действия. Затем он возвращался и отдавал приказ идти спать.
Ученые предположили, что если дети судили о происходящем с точки зрения симпатии, то они должны были ожидать, что персонажи мультика продолжат подчиняться, даже когда главный герой уйдет из кадра, потому что он им нравится. Если дети смотрели на события с точки зрения властных отношений, то неподчинение приказу не должно было вызвать у них противоречий. Эксперимент показал, что дети действительно могут понимать, какой персонаж имеет силу над другими. Они ожидали, что после ухода доброго героя из кадра, остальные вернутся к своим делам.
Недавно ученые выяснили, что желание взять на себя ответственность за благосостояние других — важное качество, которое отличает лидеров. Исследование показало, что чем ниже у человека «отвращение к ответственности», тем выше его лидерские способности.
Кристина Уласович
Молодым не понравились ценности бумеров и их отношение к молодежи
Анализ 673 видео, размещенных на платформе TikTok с хэштегами «Boomer» и «OkBoomer», показал, что каждое второе видео о пожилых людях содержит негативный контент. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One, негативное отношение в них сфокусировано на ценностях и убеждениях пожилых людей и их отношении к молодежи. Бумерами называют людей, рожденных после Второй мировой войны по начало 1960-х годов, когда произошел резкий рост («бум») числа рождений. Сегодня это поколение в общественном дискурсе часто обвиняют в целом ряде социальных и экономических проблем, а в 2019 году фраза «О’кей, бумер» стала вирусной в социальных сетях, отражая широко распространенные среди молодежи убеждения о том, что бумеры выступают препятствием на пути общественного прогресса. Чтобы преодолеть разрыв между поколениями, необходимо определить факторы, которые способствуют возникновению негативных стереотипов о пожилых людях. Предыдущие исследования показывали возрастающий эйджизм (дискриминация по возрасту) в фейсбуке* и твиттере, однако наиболее молодое и социально активное поколение использует тикток, где исследования стереотипов о пожилых людях практически не проводили. Рубен Ын (Reuben Ng) и Николь Индран (Nicole Indran) из Национального университета Сингапура исследовали, как в этой соцсети воспринимаются бумеры. Они создали новый аккаунт, чтобы исключить влияние рекомендательного алгоритма на выдачу результатов, и искали видео с хэштегами «Boomer» и «OkBoomer». В исследование включали видео от молодых людей на английском языке и с соответсвующим хэштегам контентом. Поскольку термин «поколение» часто используется как синоним возраста, молодые люди могут воспринимать «бумеров» как универсальный термин для пожилых людей вообще. Исходя из этого ученые предположили, что использование таких хэштегов приемлемо в их исследовании стереотипов о пожилом возрасте вообще. Чтобы унифицировать оценки видео, ученые оценивали каждое из них по девяти критериям: «Физическое функционирование» (например, главный герой комментирует физические способности пожилого человека), «Внешний вид», «Болезнь/смерть», «Эмоциональная теплота» (считается ли пожилой человек эмоционально теплым или холодным), «Компетентность», «Разрыв в благосостоянии», «Ценности и убеждения пожилых людей», «Неприятные встречи с пожилыми людьми», «Пожилые люди противостоят молодежи». За исключением переменных «Теплый/холодный» и «Компетентный/некомпетентный», которые оценивались по пятибалльной шкале, все остальные переменные оценивались по двухбалльной шкале «наличие/отсутствие». Всего в анализ вошло 673 видео, 49,3 процента из которых содержали негативные стереотипы о бумерах. Причем 79 процентов из них были связаны с «негативными встречами с пожилыми людьми», что более чем в четыре раза превышает количество видеороликов без негативных возрастных стереотипов. Около 58 процентов видеороликов содержали критику «Ценностей и убеждений пожилых людей», а около 40 процентов показывали «Пожилых людей, враждующих с молодыми». Ученые приходят к выводу, что следует приложить больше усилий для повышения осведомленности об эйджизме как форме дискриминации и предрассудков. Снижение такой формы дискриминации могло бы помочь переосмыслить проблему старения и укрепить солидарность между поколениями. По мнению авторов, особенно на это могли бы повлиять средства массовой информации, которые способны поощрять чувство общности поколений. Возможно снижению негативного восприятия возраста может способствовать социальная активность пожилых людей, в том числе в социальных сетях. У этого есть и другие преимущества: использование интернета у пожилых значительно снижает риск развития деменции. *Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России