Компания Tesla объявила, что начинает отказываться от радаров в своих автомобилях и переходить на новую версию автопилота, использующую для навигации только камеры. Первыми лишились радара две модели, продаваемые в Северной Америке, а в будущем компания намерена перестать оснащать радарами все свои автомобили на всех рынках.
В 2015 году Tesla начала рассылать на свои автомобили обновление, добавляющее в них автопилот. На тот момент и до недавнего времени он представлял собой продвинутую систему помощи водителя (ADAS), способную управлять машиной на шоссе, но не умеющую ездить в городских условиях и требующую от водителя всегда следить за дорогой. В последние годы разработчики Tesla активно совершенствовали алгоритмы автопилота и осенью прошлого года компания обновила некоторые автомобили аккуратных водителей до бета-версии универсального автопилота, способного справляться со всеми основными дорожными ситуациями, в том числе с проездом перекрестков и другими городскими особенностями. Как и прежде, водители, получившие бета-версию, обязаны держать руки на руле и следить за дорогой, поэтому юридически это все еще ADAS, но технически такой автомобиль можно называть беспилотным.
Главное отличие подхода Tesla к разработке беспилотного автомобиля от подхода практически всех остальных компаний заключается в отказе от лидара (этот датчик посылает в окружающее пространство лазерные лучи, по отражениям которых алгоритмы строят 3D-карту). При этом, как и другие разработчики, Tesla использовала в машине фронтальный радар, который лучше камер работает в дождь и снег, а также может видеть через некоторые препятствия, к примеру, он позволяет обнаружить, что перед впереди идущей машиной тормозит другой автомобиль.
В последние месяцы глава Tesla Илон Маск неоднократно высказывался против использования радаров и в поддержку автопилота, работающего только на данных с камер, и теперь компания начала реализовывать новый подход на практике. Согласно заявлению компании, начиная с мая покупатели Tesla Model 3 и Model Y в Северной Америке будут получать автомобили, не оснащенные радаром. Model S и X эти изменения пока не коснутся, как и все модели за пределами Северной Америки. Тем не менее в будущем и эти автомобили получат обновление, в котором радар больше не будет использоваться для навигации.
Компания признает, что у этого решения есть недостатки. Автомобили без радара изначально не будут поддерживать функции автоматического приезда к водителю и возврата в полосу движения, а автоматическое руление будет доступно на скорости до 121 километра в час (75 миль в час). Однако в ближайшие недели владельцы будут получать обновления, активирующие все перечисленные функции.
Известно, что Tesla и раньше использовала данные с радара лишь частично. В 2016 и 2019 году автомобили Tesla с включенным автопилотом попали в почти идентичные смертельные аварии, во время которых машины врезались в расположенный на их пути грузовик. Причиной аварий стало то, что автомобили не увидели светлый грузовик на фоне светлого неба. При этом грузовик мог бы заметить радар, но, по словам Маска, из-за частых ложных срабатываний алгоритмы отсекают на данных с него высоко расположенные объекты.
Несмотря на то, что большинство разработчиков беспилотных автомобилей используют набор из камер, радаров и лидаров, помимо Tesla есть как минимум две крупные компании, разрабатывающие беспилотники, способные ездить только по данным с камер. Израильская Mobileye (принадлежит Intel) разрабатывает для своих беспилотников две отдельные подсистемы: одна будет работать исключительно с камерами, а вторая только с лидарами и радарами без камер. В прошлом году компания показала работу подсистемы с камерами во время 40-минутной поездки по Тель-Авиву. Однако предполагается, что раздельные подсистемы будут использоваться лишь для резервирования на случай отказа одной из них, что отличает этот подход от планов Tesla. Второе исключение — это проект Baidu Apollo Lite, использующий только камеры для достижения автономности четвертого уровня по классификации SAE. Однако этот проект является ответвлением от основного проекта беспилотников Baidu, в которых используется традиционный набор из камер, лидара и радара, и которые компания недавно начала использовать в рамках коммерческого сервиса полностью беспилотного такси.
Григорий Копиев
Как сейчас выглядит нейрогенеративное искусство и что с ним будет дальше
Когда работаешь с новостями науки, иллюстрации — это сложно. Ладно еще, когда речь о каком-то наглядном поведенческом эксперименте. Но когда у тебя доказательство математической теоремы или демонстрация тонкого эффекта из области квантовой химии, где в качестве иллюстративного материала в лучшем случае графики — приходится думать. Думать долго и отчаянно. Так что когда разработчики нейросетей начали сначала делиться успехами своих детищ в живописи, а после запустили сервисы нейрогенерации изображений мы, конечно, очень обрадовались. Но простая генерация картинок в ответ на набор слов — это еще не очень интересно. Поэтому мы пошли к Илье Яцкевичу и Алексею Устьянцеву, которые занимаются нейрогенеративным искусством, чтобы они попробовали себя в роли иллюстраторов научных новостей — а потом поговорили с ними о том, как меняют их работу рисующие машины.