Израильский беспилотник без лидаров и радаров прокатился по улицам Иерусалима

Израильская компания Mobileye, принадлежащая Intel, показала видео 40-минутной поездки по городу беспилотного автомобиля, оснащенного только камерами, без лидаров и радаров. За всю поездку оператор на водительском сиденье взял на себя управление только один раз: когда снимающий поездку дрон разрядился и потребовал замены аккумуляторов, сообщается в блоге главы Mobileye Амнона Шашуа.

Принятый сейчас подход к управлению беспилотными автомобилями подразумевает, что машина получает данные об окружающей обстановке с помощью датчиков трех типов: камер, лидаров и радаров. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества в качественном отслеживании объектов вокруг. Камеры позволяют получать цветные изображения высокого разрешения и анализировать объекты на дороге благодаря алгоритмам компьютерного зрения, лидары позволяют получать облака точек и воссоздавать достоверные данные об объеме. Радары, в свою очередь, упрощенно можно назвать аналогом лидаров, но с меньшим разрешением (в то же время — с меньшей зависимостью от погоды).

Использование трех разных типов датчиков означает, что получаемые данные имеют разный формат. Стандартный подход к анализу таких данных заключается в том, что каждый из датчиков передает данные на один вычислительный блок для слияния, и уже после этого алгоритмы, отвечающие за принятие решений, работают с единой моделью. В такой схеме резервирование основано на разнообразии датчиков в рамках одной системы. Mobileye использует для разработки полностью беспилотного автомобиля немного другой подход: две отдельные подсистемы, одна из которых работает с камерами, а другая — с лидарами и радарами.

В конце мая компания показала 40-минутную поездку беспилотника, оборудованного только камерами. В нем установлено восемь камер для дальней съемки и четыре камеры с широкоугольным объективом по разным сторонам. Данные с камер обрабатываются двумя предсерийными чипами Mobileye EyeQ5. Вычислительная мощность одного чипа составляет 24 триллиона операций в секунду, а электрическая мощность — 10 ватт. Поездка проходила в Иерусалиме с достаточно плотным и агрессивным движением на дороге. За время заезда водитель лишь раз перехватил управление, чтобы остановиться и зарядить дрон.

Mobileye показала в ролике разные ракурсы: съемку с дрона, модель дороги и окружающих объектов, вид из салона, а также кадры с определенных камер во время сложных ситуаций. Автомобиль ехал в хороших погодных условиях по дорогам с хорошей разметкой, но при этом сталкивался с достаточно агрессивными маневрами водителей и пешеходов, часть из которых нарушала правила дорожного движения.

В ролике можно увидеть, что автомобиль качественно и заранее определяет практически все объекты и в целом ведет себя аналогично беспилотным автомобилям с лидарами и радарами. Например, на 12:18 можно увидеть, как беспилотник не затормозил и объехал пешехода, который шел по проезжей полосе с гидравлической тележкой. На 13:55 беспилотник, стоящий за припаркованным грузовиком, пытался перестроиться в левую полосу. При этом он не просто ждал, пока все машины проедут, а подобно автомобилю под управлением человека понемногу высовывал переднюю часть автомобиля в соседнюю полосу, чтобы показать, что он пытается перестроиться. Также показательный момент можно увидеть на 22:12: автомобиль заранее распознал мопед сзади, но понял, что ему хватит места между автомобилями, и поехал, не сбавляя скорости.

В некоторых ситуациях беспилотник все же совершал ошибки или действия, в которых водитель-человек мог бы поступить более эффективно без ущерба для безопасности. Например, на 2:45 беспилотник не перестроился в левую полосу, чтобы объехать припаркованный автомобиль, а оказался между полосами и медленно объезжал машину. На 8:30 беспилотник на повороте слишком сильно сблизился с автобусом и вынудил его немного сместиться влево, а также сам сдвинулся вправо. На 18:30 на кругу беспилотник поступил формально правильно, подумав, что другой автомобиль собирается выехать на круг, однако в результате замедлил все окружающие машины. При всех недостатках автомобиль, однако, показал крайне качественную езду для системы, работающей только под управлением камер — тем более в сложных дорожных условиях.

Помимо Mobileye есть еще одна крупная компания, создающая полноценный беспилотный автомобиль без лидаров - производитель электромобилей Tesla. Глава компании Илон Маск и руководитель по искусственному интеллекту Андрей Карпати считают, что нынешнего набора датчиков Tesla, состоящего из камер и радаров, в будущем станет достаточно для достижения полной автономности — во многом благодаря развитию алгоритмов компьютерного зрения, 

В 2019 году Tesla представила третье поколение вычислительного модуля собственной разработки. В нем используется полное дублирование, и фактически плата состоит из двух одинаковых компьютеров на отдельных операционных системах, получающих питание от двух разных источников. Общая производительность составляет 144 триллиона операций в секунду. В том же году компания показала полностью автономную поездку по городу и трассам, в том числе с автоматической остановкой и началом езды на перекрестках со светофором. Также в 2019 году Илон Маск заявил, что в 2020 году компания создаст сеть из полностью автономных такси на базе текущего поколения автомобилей Tesla, и недавно подтвердил эти планы, отметив, что их реализация зависит от государственного разрешения.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Виновником аварии аэротакси VX4 оказалось крепление пропеллера

Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона