Израильская компания Mobileye, принадлежащая Intel, показала видео 40-минутной поездки по городу беспилотного автомобиля, оснащенного только камерами, без лидаров и радаров. За всю поездку оператор на водительском сиденье взял на себя управление только один раз: когда снимающий поездку дрон разрядился и потребовал замены аккумуляторов, сообщается в блоге главы Mobileye Амнона Шашуа.
Принятый сейчас подход к управлению беспилотными автомобилями подразумевает, что машина получает данные об окружающей обстановке с помощью датчиков трех типов: камер, лидаров и радаров. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества в качественном отслеживании объектов вокруг. Камеры позволяют получать цветные изображения высокого разрешения и анализировать объекты на дороге благодаря алгоритмам компьютерного зрения, лидары позволяют получать облака точек и воссоздавать достоверные данные об объеме. Радары, в свою очередь, упрощенно можно назвать аналогом лидаров, но с меньшим разрешением (в то же время — с меньшей зависимостью от погоды).
Использование трех разных типов датчиков означает, что получаемые данные имеют разный формат. Стандартный подход к анализу таких данных заключается в том, что каждый из датчиков передает данные на один вычислительный блок для слияния, и уже после этого алгоритмы, отвечающие за принятие решений, работают с единой моделью. В такой схеме резервирование основано на разнообразии датчиков в рамках одной системы. Mobileye использует для разработки полностью беспилотного автомобиля немного другой подход: две отдельные подсистемы, одна из которых работает с камерами, а другая — с лидарами и радарами.
В конце мая компания показала 40-минутную поездку беспилотника, оборудованного только камерами. В нем установлено восемь камер для дальней съемки и четыре камеры с широкоугольным объективом по разным сторонам. Данные с камер обрабатываются двумя предсерийными чипами Mobileye EyeQ5. Вычислительная мощность одного чипа составляет 24 триллиона операций в секунду, а электрическая мощность — 10 ватт. Поездка проходила в Иерусалиме с достаточно плотным и агрессивным движением на дороге. За время заезда водитель лишь раз перехватил управление, чтобы остановиться и зарядить дрон.
Mobileye показала в ролике разные ракурсы: съемку с дрона, модель дороги и окружающих объектов, вид из салона, а также кадры с определенных камер во время сложных ситуаций. Автомобиль ехал в хороших погодных условиях по дорогам с хорошей разметкой, но при этом сталкивался с достаточно агрессивными маневрами водителей и пешеходов, часть из которых нарушала правила дорожного движения.
В ролике можно увидеть, что автомобиль качественно и заранее определяет практически все объекты и в целом ведет себя аналогично беспилотным автомобилям с лидарами и радарами. Например, на 12:18 можно увидеть, как беспилотник не затормозил и объехал пешехода, который шел по проезжей полосе с гидравлической тележкой. На 13:55 беспилотник, стоящий за припаркованным грузовиком, пытался перестроиться в левую полосу. При этом он не просто ждал, пока все машины проедут, а подобно автомобилю под управлением человека понемногу высовывал переднюю часть автомобиля в соседнюю полосу, чтобы показать, что он пытается перестроиться. Также показательный момент можно увидеть на 22:12: автомобиль заранее распознал мопед сзади, но понял, что ему хватит места между автомобилями, и поехал, не сбавляя скорости.
В некоторых ситуациях беспилотник все же совершал ошибки или действия, в которых водитель-человек мог бы поступить более эффективно без ущерба для безопасности. Например, на 2:45 беспилотник не перестроился в левую полосу, чтобы объехать припаркованный автомобиль, а оказался между полосами и медленно объезжал машину. На 8:30 беспилотник на повороте слишком сильно сблизился с автобусом и вынудил его немного сместиться влево, а также сам сдвинулся вправо. На 18:30 на кругу беспилотник поступил формально правильно, подумав, что другой автомобиль собирается выехать на круг, однако в результате замедлил все окружающие машины. При всех недостатках автомобиль, однако, показал крайне качественную езду для системы, работающей только под управлением камер — тем более в сложных дорожных условиях.
Помимо Mobileye есть еще одна крупная компания, создающая полноценный беспилотный автомобиль без лидаров - производитель электромобилей Tesla. Глава компании Илон Маск и руководитель по искусственному интеллекту Андрей Карпати считают, что нынешнего набора датчиков Tesla, состоящего из камер и радаров, в будущем станет достаточно для достижения полной автономности — во многом благодаря развитию алгоритмов компьютерного зрения,
В 2019 году Tesla представила третье поколение вычислительного модуля собственной разработки. В нем используется полное дублирование, и фактически плата состоит из двух одинаковых компьютеров на отдельных операционных системах, получающих питание от двух разных источников. Общая производительность составляет 144 триллиона операций в секунду. В том же году компания показала полностью автономную поездку по городу и трассам, в том числе с автоматической остановкой и началом езды на перекрестках со светофором. Также в 2019 году Илон Маск заявил, что в 2020 году компания создаст сеть из полностью автономных такси на базе текущего поколения автомобилей Tesla, и недавно подтвердил эти планы, отметив, что их реализация зависит от государственного разрешения.
Григорий Копиев
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.