Европейцы погубили половину популяций змей и ящериц Гваделупы

Архипелаг Гваделупа в Карибском море — родина целого ряда эндемичных змей и ящериц. Однако в прошлом эти рептилии были здесь еще более разнообразными. Проанализировав почти сорок четыре тысячи ископаемых образцов, специалисты пришли к выводу, что из 62-76 популяций змей и ящериц, живших на островах Гваделупы в доколумбову эпоху, 50-59 процентов вымерли после прибытия европейцев. В результате некоторые виды исчезли полностью. Как отмечается в статье для журнала Science Advances, сильнее всего гваделупским рептилиям навредили завезенные хищники и разрушение среды обитания.

Острова — настоящие эволюционные лаборатории: в условиях долгой изоляции на них развились удивительные виды растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире. К сожалению, такие эндемики плохо подготовлены к вторжениям извне. Неудивительно, что многие острова после появления на них людей лишились значительной доли флоры и фауны. Этот процесс начался еще тысячи лет назад, однако особенно заметным стал в эпоху европейской колонизации. При этом многие островные виды исчезли так быстро, что свидетельств их существования практически не осталось.

Команда исследователей, которую возглавил Корентен Бошатон (Corentin Bochaton) из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка, решила больше узнать о закономерностях, стоящих за вымираниями островной фауны. Они сосредоточили внимание на змеях и ящерицах с архипелага Гваделупа, который расположен в Карибском море и в настоящее время принадлежит Франции. В отличие от других Малых Антильских островов, где палеонтологическая и археологическая летописи очень скудны, на Гваделупе в пещерах сохранились богатые ископаемыми отложения позднего плейстоцена и голоцена. Кроме того, на архипелаге есть несколько участков, на которых проводятся археологические раскопки.

Бошатон и его коллеги изучили почти сорок четыре тысячи ископаемых образцов гваделупских рептилий, которые были обнаружены на 31 участке на шести островах и островных группах архипелага. Возраст самых старых из них составил около тридцати двух тысяч лет. Исследователи выяснили, что изученные ими остатки принадлежали шестнадцати видам змей и ящериц — как ныне живущим, так и вымершим.

Сопоставив палеонтологические данные с современным распределением видов по архипелагу, авторы восстановили примерное разнообразие змей и ящериц, живших в доколумбову эпоху на шести изученных островах и островных группах. Помимо современных и известных по ископаемым находкам видов, в список вошли гипотетические виды, которые, по мнению исследователей, должны были существовать. Например, ученые предположили, что, поскольку почти на каждом острове архипелага есть эндемичный вид мелких гекконов из рода Sphaerodactylus, то был такой вид и на островках Ле-Сант, где эти ящерицы отсутствуют в наши дни и не представлены в палеонтологической летописи.

Исследование показало, что все гваделупские рептилии смогли пережить климатические колебания конца плейстоцена и колонизацию архипелага индейцами, которая произошла не ранее пяти тысяч лет назад. Однако после появления европейцев отдельные острова Гваделупы потеряли от 28 до 72 процентов видов аборигенных змей и ящериц. Из 62-76 популяций, которые, по расчетам авторов, существовали на архипелаге, вымерли 50-59 процентов.

Полностью исчезли с Гваделупы восемь видов, в том числе эндемичный удав Boa blanchardensis и все местные ящерицы из родов Pholidoscelis, Leiocephalus и Diploglossus. Возможно, реальные потери даже выше, поскольку некоторых гваделупских сцинков не видели в дикой природе уже много лет — и не исключено, что они исчезли. Судя по тому, что наземные виды пострадали сильнее древесных, а средние — сильнее мелких, основной удар по рептилиям Гваделупы нанесли завезенные европейцами хищные млекопитающие, в первую очередь малые мангусты (Herpestes auropunctatus), одичавшие кошки, крысы и еноты-полоскуны (Procyon lotor). Кроме того, герпетофауне архипелага навредило разрушение местообитаний, включая вырубку лесов. Вымирание целого ряда видов рептилий, скорее всего, негативно сказалось на экосистемах Гваделупы, например, снизило эффективность распространения семян.

Интересно, что при этом герпетофауна Гваделупы пополнилась завезенными видами, два из которых, включая игуану Iguana delicatissima, попали на архипелаг еще с индейцами. Чужеродные виды змей и ящериц сегодня составляют около 39 процентов от общего разнообразия данной группы на архипелаге.

Бошатон и его соавторы подчеркивают, что змеи и ящерицы редко привлекают внимание специалистов, которые анализируют вымирания островной фауны. Между тем, изучение этих рептилий позволяет составить более полную картину этого процесса. В первую очередь это касается небольших островов, где, как и на архипелаге Гваделупа, рептилии составляют значительную долю биоразнообразия.

Хотя на Гваделупе индейцы, кажется, мирно уживались с местной фауной, на других островах Вест-Индии их появление привело к волне вымираний. Например, на Кубе и других Больших Антильских островах коренные американцы истребили наземных ленивцев, крупных грызунов, обезьян и других крупных животных. А аборигенов Багамского архипелага недавно обвинили в уничтожении 38 популяций 27 видов птиц.

Зоологи встретили субантарктического пингвина-меланиста