Первых поселенцев Багамских островов обвинили в гибели 38 популяций птиц

Появление первых людей на Багамских островах около тысячи лет назад привело к вымиранию 38 популяций 27 видов птиц. К такому выводу пришла команда палеонтологов, изучив ископаемые с четырех островов архипелага. Хотя многие местные птицы исчезли в результате климатических изменений задолго до колонизации Багамских островов, люди также сыграли значительную роль в обеднении местной фауны. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Долгое время считалось, что только западная цивилизация наносит вред природе, а коренные народы живут с ней в полной гармонии. Однако, как показывают палеонтологические и археологические находки, всякий раз, когда люди появлялись в какой-то местности, местная фауна переживала волну вымираний из-за охоты и уничтожения среды обитания. При этом то, на какой стадии исторического развития находились колонизаторы, было неважно.

Ярче всего эта закономерность проявляется на островах, где животные на протяжении миллионов лет развивалась в изоляции и была не готова к появлению людей. Например, по оценкам орнитологов, расселение полинезийцев по островам Тихого океана, от Гавайев до Новой Зеландии и острова Пасхи, привело к полному исчезновению более тысячи видов неворобьиных птиц.

Архипелаг Багамские острова, расположенный к востоку от Северной Америки (и включающий одноименное государство и британскую заморскую территорию Теркс и Кайкос), заселен людьми менее двух тысяч лет. Его первыми жителями были ныне исчезнувшие индейцы лукаяны, которые прибыли на острова с Кубы или Гаити в период с 500 по 800 год нашей эры. Можно предположить, что и их появление привело к гибели местных животных, однако систематических данных по этому вопросу у специалистов до сих пор не было.

Палеонтолог Джанет Франклин (Janet Franklin) из Калифорнийского университета в Риверсайде решила выяснить, как пережили появление человека багамские птицы. Ее соавтором выступил Дэвид Стедман (David Steadman) из Флоридского университета — известный специалист по вымершим островным птицам, в первую очередь с островов Тихого океана (недавно мы рассказывали о его свежем открытии — находке гигантского ископаемого голубя с островов Тонга).

Остатки птиц нашли на 15 островах Багамского архипелага, однако для исследования Франклин и Стедман выбрали четыре, где палеонтологическая летопись наиболее богата: Абако, Нью-Провиденс, Лонг-Айленд и Средний Кайкос. Ученые собрали базу данных об изменениях орнитофауны на каждом из них в течение трех периодов времени: в прохладную плейстоценовую эпоху ранее десяти тысяч лет назад; в более влажный период от десяти до одной тысячи лет назад; и в последнюю тысячу лет — то есть после прибытия людей.

В общей сложности авторы проанализировали более 500 отдельных находок для каждого из четырех островов. Найденные остатки отнесли к 85 видам наземных птиц, из которых лишь 13 процентов встречались на всех изученных островах.

Франклин и Стедман пришли к выводу, что за последние десять тысяч лет Багамский архипелаг потерял по меньшей мере 30 видов и 62 популяции птиц. Некоторые виды и популяции исчезли еще до прихода человека, на рубеже плейстоцена и голоцена. Причиной этой волны вымираний стал подъем уровня моря и последовавшие за ним изменения в составе растительности. Например, на острове Средний Кайкос жертвами климатических сдвигов стали 12 видов дятлов и воробьиных птиц (все они, к счастью, выжили за пределами острова).

При этом вина за исчезновение 38 популяций птиц, относящихся к 27 видам, судя по всему, лежит на людях. Остатки этих птиц встречаются и в плейстоценовых, и в голоценовых отложениях: это свидетельствует, что они сумели пережить климатические изменения на рубеже двух эпох. Однако после появления индейцев они внезапно исчезли из палеонтологической летописи.

В результате человеческой деятельности некоторые виды, в прошлом обитавшие на большинстве островов Багамского архипелага, сохранились лишь на нескольких. Например, местный подвид кубинских попугаев-амазонов (Amazona leucocephala) сегодня живет на островах Абако и Большом Инагуа, в то время как около 900 лет назад он жил еще на пяти островах архипелага. А красношейный голубь (Patagioenas squamosa), широко распространенный на архипелаге в голоцене, сейчас обитает только на Больших и Малых Антильских островах. Отдельные виды птиц, исчезнувшие на Багамских островах после прихода людей, не сохранились и за пределами архипелага.

Современным птицам Багамского архипелага, среди которых есть несколько эндемичных видов, приходится не только уживаться с людьми, но и приспосабливаться к новому витку климатических изменений — на сей раз антропогенных. Авторы надеются, что за тысячу лет соседства с людьми выжившие популяции приобрели достаточную устойчивость — однако опасаются, что этого может быть недостаточно, и призывают усилить охрану дикой природы архипелага. Впрочем, для некоторых видов, возможно, уже слишком поздно. Например, эндемичный колибри-изумруд (Chlorostilbon bracei) считается вымершим с конца XIX века, а багамских поползней (Sitta (pusilla) insularis) не встречали со времен урагана Дориан, который в 2019 году разрушил среду их обитания.

Птицы Гавайских островов пострадали от человека еще сильнее, чем их сородичи с Багамского архипелага. Крупные виды были уничтожены коренным полинезийским населением, а многие из более мелких исчезли после того, как европейцы привезли на острова хищников и болезни. Сегодня орнитологи пытаются спасти немногочисленных выживших эндемиков, но получается это далеко не всегда. Например, уже вторая попытка вернуть в родные леса гавайских ворон закончилась неудачей.

Медведь и волк одновременно напали на лосиху с детенышем