Коммерческие пассажирские перевозки с помощью аэротакси в Европе вероятнее всего начнутся уже в 2024-2025 годах. Об этом, как пишет Flightglobal, заявил исполнительный директор Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) Патрик Кай. По его словам, речь идет о пилотируемых полетах аэротакси. Коммерческие беспилотные пассажирские перевозки начнутся гораздо позже, когда технология полностью подтвердит свою безопасность.
Все большее число компаний сегодня занимается разработкой аэротакси для перевозок пассажиров в городах, а также между городом и пригородом и между городами. Предполагается, что такие аэротакси позволят существенно уменьшить пробки на дорогах и сократить время, затрачиваемое людьми на дорогу. Кроме того, разработчики считают, что благодаря аэротакси можно будет частично разгрузить наземную маршрутную сеть.
По словам Кая, Европейское агентство авиационной безопасности в настоящее время занимается сертификацией нескольких аэротакси, которую планируется завершить к 2025 году. Среди компаний, представивших аэротакси на сертификацию, — Lilium и Volocopter. В общей сложности заявки на прохождение сертификационных испытаний подали 12 компаний, некоторые из которых прежде с EASA никогда не взаимодействовали. Для них процесс сертификации может затянуться.
Помимо непосредственно аэротакси на получение сертификата летной годности были представлены несколько грузовых беспилотников. В целом, по оценке EASA, сертификационные испытания летательных аппаратов нового типа могут занимать от четырех до пяти лет.
По заявлению Кая, на первом этапе к управлению аэротакси будут допускаться только люди, имеющие лицензию коммерческого пилота. Со временем, когда аэротакси уже будут считаться достаточно надежными и проверенными, EASA разработает новую категорию лицензии пилота, которая будет позволять управлять такими летательными аппаратами.
Ранее американский стартап Talyn Air, основанный бывшими инженерами SpaceX Джейми Галлом и Эваном Макейси, занялся разработкой двухступенчатого аэротакси, которое планируется предложить не только для гражданских пассажирских перевозок, но и для военных. Разработчики, участвовавшие в создании ракеты-носителя Falcon 9, предложили разделить аэротакси на две ступени: стартовую с вертикальными взлетом и посадкой и транспортную с горизонтальным полетом.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.