Новый вид мозазавров указал на расцвет этой группы перед вымиранием

Палеонтологи описали новый вид мозазавров — гигантских морских ящериц. Животное получило название Pluridens serpentis. Ученые обнаружили окаменелости в верхнемеловом местонахождении в Марокко — здесь найдено множество других видов мозазавров. Такое высокое разнообразие этой группы говорит о том, что перед мел-палеогеновым вымиранием она процветала. Предварительная версия статьи с описанием вида опубликована в журнале Cretaceous Research.

Мозазавры (Mosasauridae) — группа морских рептилий из отряда чешуйчатых, систематическое положение которой еще точно не определено: в разное время их роднили то со змеями, то с варанами. Последние филогенетические исследования показали, что, скорее всего, мозазавры — сестринская группа змей (1, 2). В конце мелового периода (примерно 72–66 миллионов лет назад) эти рептилии стали доминирующими морскими хищниками. Наиболее разнообразная фауна мозазавров найдена в верхнемеловых отложениях фосфоритоносного бассейна Улед-Абдун в Марокко. Исследователи открыли там около десятка видов мозазавров разного размера и с различным строением зубной системы. К примеру, у Xenodens calminechari были острые режущие зубы, а у некоторых других видов — тупые и короткие, с помощью которых они раскалывали твердые панцири добычи.

Палеонтологи из Великобритании, Марокко и Франции под руководством Николаса Лонгрича (Nicholas R. Longrich) из Университета Бата изучили ископаемые остатки неизвестного мозазавра из бассейна Улед-Абдун и на их основе описали новый вид в роде Pluridens — P. serpentis. Ученые рассчитали, что его максимальная длина была около 10 метров. При этом P. serpentis имел длинные челюсти с многочисленными мелкими зубами — вероятно, его добычей были небольшие рыбы и моллюски.

Ископаемые остатки P. serpentis — два полных черепа и несколько отдельных челюстей — позволили ученым тщательнее изучить строение представителей рода Pluridens, так как два остальных вида описаны лишь по фрагментам челюстей. У P. serpentis были сравнительно небольшие глаза — в отличие от близких родственников — представителей трибы Halisaurini. Например, Phosphorosaurus ponpetelegans имел довольно большие глаза и к тому же обладал бинокулярным зрением. Вероятно, P. serpentis полагался на другие органы чувств — на его челюстях палеонтологи обнаружили большое количество нервно-сосудистых отверстий, что говорит о развитой механорецепции. Кроме того, родство со змеями позволяет предположить наличие хеморецепции при помощи раздвоенного языка. Змеи, в том числе морские, с помощью языка собирают молекулы из окружающей среды, а потом переносят их для распознавания к вомероназальному органу.

Авторы работы отмечают, что у наиболее крупных особей P. serpentis были очень массивные челюсти. На одной из таких челюстей ученые обнаружили патологию и предположили, что массивные челюсти принадлежали самцам, которые использовали их в борьбе за территорию или самок. Ученые провели аналогию с современными китообразными — у самцов тупорылого ремнезуба (Mesoplodon densirostris) имеется мощное окостенение на роструме, которое, скорее всего, защищает их во время схваток.

Палеонтологи заключают, что мозазавры не демонстрировали признаков снижения разнообразия перед мел-палеогеновым вымиранием — наоборот, они процветали в это время. Исследователи считают, что в будущем будет обнаружено множество новых видов этих морских рептилий.

В 2020 году палеонтологи сообщили, что в меловых отложениях Антарктиды найдено огромное ископаемое яйцо. Структура скорлупы напоминала таковую у ящериц или змей. Учитывая размер яйца, ученые предположили, что оно принадлежало мозазавру.

Смотрим второй сезон «Доисторической планеты»