Многие пауки боятся запаха муравьев, поскольку эти насекомые регулярно на них охотятся. Как выяснили канадские зоологи, это относится и к тем паукам, что селятся в человеческих жилищах. Проведя эксперименты с четырьмя синантропными видами из Северной Америки, ученые обнаружили, что трех из них, включая западную черную вдову, отпугивает запах рыжих мирмик, завезенных на континент из Евразии. В статье для журнала Royal Society Open Science авторы предполагают, что химические вещества, выделяемые муравьями, в перспективе можно будет использовать для создания антипаучьих репеллентов, которые не позволят паукам проникать в человеческие жилища.
Пауки нередко селятся в человеческих домах. Хотя большинство из них совершенно безобидны, люди редко бывают рады такому соседству — особенно те, кто страдает арахнофобией. При этом надежного способа отвадить пауков от жилища не существует. Обработку инсектицидами они обычно переживают, а натуральные репелленты, которые рекомендуют для борьбы с пауками, например, каштановое и лимонное масло, не смогли подтвердить свою эффективность в экспериментах.
Команда зоологов во главе с Андреасом Фишером (Andreas Fischer) из Университета Саймона Фрейзера предложила использовать в качестве антипаучьего репеллента запах их естественных врагов — муравьев. Эти насекомые часто охотятся на пауков, в том числе на тех, что строят ловчие сети. Неудивительно, что по крайней мере некоторые пауки избегают мест, где муравьи многочисленны, и боятся муравьиного запаха. В первую очередь это касается молодых особей видов, плетущих сети. При выборе места для жизни и размещения ловчей сети они стараются найти самые безопасные участки — и, если обоняние подсказывает им, что в какой-то точке много муравьев, они не станут здесь селиться.
Фишер и его коллеги решили экспериментально проверить, может ли муравьиный запах отпугнуть синантропные виды пауков. Кроме того, их интересовало, запах каких именно видов муравьев наиболее эффективен в качестве репеллента. Исследователи выбрали четыре вида североамериканских пауков, которые часто строят сети в человеческих домах. В список вошли обыкновенный крестовик (Araneus diadematus), американский домовый паук (Eratigena agrestis), стеатода крупная (Steatoda grossa) и западная черная вдова (Latrodectus hesperus) (последний вид — единственный из списка, чей укус опасен для человека).
Для проведения опытов ученые воспользовались ольфактометром — стеклянной камерой с двумя смежными отсеками, расположенными по бокам от нее. Оба боковых отсека прокладывали фильтровальной бумагой, а в экспериментальный помещали по несколько рабочих муравьев одного из трех синантропных видов (рыжих мирмик (Myrmica rubra), черных садовых муравьев (Lasius niger) или муравьев-древоточцев Camponotus modoc). Их оставляли здесь на двенадцать часов — достаточный срок, чтобы бумага на дне камеры пропиталась муравьиным запахом. Чтобы насекомые не проникли в центральную и контрольную камеры, вход в отсек с ними закрывали ватой. После удаления муравьев подопытного паука сажали в центральную камеру и выключали свет, а спустя сутки фиксировали, в какой из смежных отсеков он перебрался (либо ко входу в какой из них он находится ближе).
Сначала Фишер с соавторами проверили реакцию молодых особей S. grossa. Оказалось, что контрольный отсек привлекает их более чем в три раза чаще, чем тот, в котором остался запах рыжих мирмик (p=0,004). Запах двух других видов муравьев не испугал стеатод — они выбирали камеры, где прежде находились эти насекомые, так же часто, как и контрольные.
Эксперименты с другими пауками показали, что химические вещества, выделяемые рыжими мирмиками, отпугивают домовых пауков и черных вдов, но не крестовиков (хотя представители последнего вида также чаще выбирали контрольные камеры, эти различия недотянули до статистической достоверности). Интересно, что чем больше особей M. rubra находилось в боковом отсеке (и, соответственно, чем выше была концентрация их запаха после их удаления), тем сильнее его избегали пауки. Запах 111 муравьев эффективно отпугивал стеатод (p=0,041), однако если в экспериментальной камере находилось всего 37 муравьев, пауки выбирали ее ненамного реже контрольной (p=0,105).
Результаты исследования подтверждают, что по крайней мере три вида синантропных пауков боятся запаха муравьев M. rubra и избегают мест, где его концентрация высока. Как отмечают авторы, рыжие мирмики всеядны и часто охотятся на других беспозвоночных. В Северную Америку эти муравьи проникли относительно недавно благодаря человеку; здесь они достигают более высокой плотности и ведут себя более агрессивно, чем на родине в Евразии. Все это означает, что у североамериканских пауков есть веские причины опасаться рыжих мирмик. Впрочем, крестовики, которые плетут сети относительно высоко над землей и редко контактируют с наземными муравьями, могут себе позволить игнорировать вещества, выделяемые M. rubra. Запах двух других видов муравьев не напугал пауков — возможно, из-за того, что с ними эти беспозвоночные пересекаются не так часто.
Пока неясно, какие именно соединения, выделяемые муравьями, пугают пауков. Однако Фишер и его соавторы полагают, что установить их будет не очень сложно. Они надеются, что синтетические версии этих веществ лягут в основу антипаучьих репеллентов, которые безопасно избавят человеческие жилища от нежеланных соседей.
Пауки-скакунчики Myrmarachne formicaria пользуются страхом сородичей перед муравьями в своих целях. Эти беспозвоночные выглядят и ведут себя подобно муравьям — и этого достаточно, чтобы отпугнуть более крупных пауков, в том числе скакунчиков Phidippus audax. Когда этим хищникам показывали видеозапись Myrmarachne formicaria, они атаковали экран в три раза реже, чем при виде записей с обычными скакунчиками.
Сергей Коленов
Энтомологи нашли колонии этих инвазивных насекомых на Сицилии
Энтомологи обнаружили первую популяцию красных огненных муравьев в Европе. Опасные инвазивные насекомые, которые ранее расселились из южноамериканских тропиков в Северную Америку, Австралию, Юго-Восточную Азию и на многие острова, обосновались на Сицилии. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, красные огненные муравьи уже сейчас могут колонизировать семь процентов территории Европы и Средиземноморья — а по мере изменений климата подходящих для них территорий в данном регионе будет все больше. Это плохие новости для местных экосистем и сельского хозяйства.