Компания SpaceX подала в Федеральную комиссию по связи США (FCC) документ с описанием первого орбитального полета ракеты Starship. Предполагается, что после взлета первая ступень вернется к побережью и приземлится в море, а вторая совершит почти полный виток вокруг планеты и приводнится возле одного из Гавайских островов.
Starship — это двухступенчатая сверхтяжелая ракета, которую SpaceX разрабатывает в качестве замены семейству ракет Falcon. Обе ступени ракеты будут полностью многоразовыми и после взлета смогут возвращаться и совершать посадку на космодром или морскую платформу. Помимо вывода людей и грузов на орбиту ракета также сможет перевозить пассажиров между отдаленными городами Земли за несколько десятков минут.
С 2019 года SpaceX испытывает прототипы ракеты. Первые из них взлетали на несколько десятков метров, а последующие поднимались на высоту до 12 километров. Изначально эти полеты заканчивались взрывами в полете или при приземлении, но недавно компания провела первые успешные испытания со взлетом на 10 километров и последующей посадкой. Эта серия испытаний позволила проверить работу всех узлов, особенно двигателей, исправить конструкционные недочеты и начать подготовку к первому полету на орбиту. В сентябре 2020 года инженеры компании начали собирать первый прототип первой ступени ракеты, известной как Super Heavy, а в марте 2021 года началось создание первого прототипа для орбитального полета.
Теперь стало известно, как именно будет проходить первый орбитальный полет Starship. В документе, который компания подала в FCC, перечислены параметры связи ступеней с центром управления полетами, а также описан ход полета. Ракета должна стартовать со стартовой площадки SpaceX в Техасе. Через три минуты после взлета первая ступень отделится от второй и затем совершит посадку примерно в 32 километрах от побережья.
Вторая ступень выйдет на орбиту, совершит один неполный виток, а затем затормозит двигателями и совершит приводнение в 100 километрах от острова Кауаи, входящего в состав Гавайского архипелага.
Компания не уточняет, как именно будет происходить посадка ступеней, но примечательно, что в документе они обозначены разными словами: touchdown, то есть посадка, для первой ступени, и splashdown, то есть приводнение, для второй. При этом в документе нет никаких указаний на то, что SpaceX будет использовать морские платформы для посадки, которые тоже используют спутниковую связь и требуют уведомление FCC. На посадку обеих ступеней в воду также потенциально указывает то, что таким же образом проходили первые посадки первой ступени Falcon 9 перед тем, как компания начала сажать их на морскую платформу и космодром.
В документе отмечается, что орбитальные испытания позволят уточнить поведение ракеты во время входа в атмосферу на большой скорости, которое крайне сложно воспроизвести в симуляции. Точная дата испытаний неизвестна, но в марте Илон Маск заявил, что компания нацелена на первый полет в июле.
Помимо относительно небольших посадочных платформ, которые SpaceX не первый год использует для первых ступеней ракет Falcon, компания также недавно начала переоборудовать две нефтяные платформы. Они будут использоваться для взлета и посадки Starship из разных точек Земли, в том числе для пассажирских перелетов между крупными городами.
Григорий Копиев
Полезная нагрузка потеряна
41-й по счету запуск легкой ракеты Electron частной космической компании Rocket Lab оказался неудачным: потерян спутник радиолокационного зондирования Земли Acadia компании Capella Space, оснащенным радаром с синтезированной апертурой. Ракета стартовала с площадки в Новой Зеландии ночью 19 сентября 2023 года. Хотя первая и вторая ступени разделились успешно, спустя 2,5 минуты после старта, на этапе запуска двигателя второй ступени, возникли проблемы и ракета стала терять скорость.