Американская компания MissionGO в сотрудничестве с Больницей Милосердия Минеаполиса и организацией LifeSource, занимающейся донорскими органами, провела тестовый полет дрона с человеческой поджелудочной железой на борту. Дрон пролетел 17 километров по кругу за 23 минуты перед тем, как снова вернутся в Больницу Милосердия. Поджелудочная железа при перевозке не пострадала и осталась пригодна для трансплантации.
В трансплантологии логистика играет не менее важную роль, чем сама операция. Любое промедление может сделать органы непригодными для пересадки. Сердце может храниться 4-6 часов, печень — 12-15 часов, почка — до суток, а поджелудочная железа до 15 часов. Учитывая общее время, проходящее между извлечением органа, его транспортировкой и подготовкой к пересадке, исследователи постоянно ищут способы сократить длительность перевозки.
Дроны уже показали свою эффективность для транспортировки органов. В апреле 2019 года дрон доставил почку, которую затем пересадили пациентке. Специально для этого исследователи из Университета Мэриленда разработали контейнер, который не только поддерживает правильную температуру, но еще и передает информацию о вибрации и давлении. Успешное завершение операции показало, что возможно сочетать доставку органов на машинах и вертолетах с перевозкой дронами, чтобы ускорить процесс и уменьшить углеродный след. Использование дронов также сокращает количество людей, контактирующих с органами, а медики всегда к этому стремятся.
5 мая компания MissionGO провела тестовый полет дрона, перевозящего поджелудочную железу: он сделал круг длиной 17 километров над рекой Миссисипи со средней скоростью 56 километров в час. Новый пробный полет был призван оценить скорость и безопасность перевозки органов по большой агломерации Миннеаполиса и Сент-Пола, а также в аэропорт для транспортировки в другие штаты. Положение дрона отслеживали на протяжении всего пути – в будущем это позволит врачам лучше спланировать операцию и подготовку к ней. В начале и в конце полета сделали биопсию органа: состояние поджелудочной железы осталось пригодным для трансплантации.
Транспортировку человеческих органов дронами начали тестировать в последние пару лет. Ранее опыты проводили только с органами животных. Пробные полеты с человеческими органами на борту доказали, что такой способ доставки быстр и безопасен.
Кроме сокращения времени доставки ученые работают и над увеличением срока их жизнеспособности. Например, ученые из Нидерландов и США обработали печень криопротекторами и охладили до −4 градусов Цельсия. Это позволило продлить время хранения органа до 40 часов.
Анастасия Кузнецова
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.