Ранние гоминины и сапиенсы не повлияли на вымирание мегафауны островов в плейстоцене

Палеонтологи и археологи пришли к выводу, что население островов в эпоху плейстоцена не оказало сколько-нибудь заметного влияния на численность животных. Они сопоставили время появления первых человеческих популяций на островах с хронологией вымирания мегафауны и опровергли гипотезу о важности антропогенного фактора в исчезновении значительного числа островных видов млекопитающих, птиц и рептилий. Исследование опубликовано в PNAS.

Изучением проблемы массового вымирания мегафауны в четвертичном периоде ученые занимаются уже не одно десятилетие, тем не менее, о его причинах до сих пор не существует единого мнения. Исследователи спорят о том, что повлияло на исчезновение множества видов животных — климатические изменения или антропогенное воздействие. Остается неясным и время, когда люди начали оказывать негативное влияние на биомы, разрушая среду обитания, охотясь и составляя конкуренцию отдельным таксонам.

В поисках ответа на эти вопросы могут помочь сведения о взаимодействии человека и мегафауны на островах. Острова — это замкнутые и достаточно хрупкие экосистемы, первые гоминины селились здесь с эпохи раннего плейстоцена, а Homo sapiens присутствует на островах не менее 50000 лет. Появившись на изолированных участках суши, люди столкнулись с уже сложившейся богатой и разнообразной экосистемой. Они стали ее частью и взаимодействовали с ней в течение длительного периода. За это время в человеческом обществе произошли глобальные эволюционные, поведенческие и культурные изменения.

Группа ученых из Австралии, Нидерландов, США, Тайваня, Франции и Японии, под руководством палеонтолога австралийского университета Гриффитса Джулиена Луиса (Julien Louys) исследовала возможную связь между массовым вымиранием островной мегафауны и прибытием на острова первых человеческих популяций. В выборку вошли территории на архипелагах, расположенных к востоку от материковой Азии, Британский архипелаг, а также острова Средиземного моря.

Для исследования отобрали 32 острова, на которых задокументировано присутствие гоминин в эпоху плейстоцена. В базу включили океанические острова, которые никогда не были связаны с материковой сушей и острова, бывшие частью континентов во время последнего ледникового максимума. В задачи исследования входил поиск связи между появлением на острове человеческих популяций и исчезновением островных таксонов. Ученые проверили наличие хронологических отрезков, перекрывающих время вымирания таксона и прибытие на остров людей.

Для каждого из островов был составлен список вымерших млекопитающих, птиц и рептилий и дата их последнего появления. Параллельно проанализировано появление ранних гоминин и первых

Homo sapiens

. К сожалению, далеко не все исследованные данные подтверждены радиоуглеродным датированием, во многих случаях пришлось прибегнуть к установлению хронологических рамок по косвенным признакам, не имеющим достаточной точности.

Анализ данных изолированных океанических островов выявил отсутствие разрушительного влияния человекообразных на островные биомы. Только в двух случаях — на Кипре и на японском Кумэ — совпало время всех зарегистрированных исчезновений животных и появления человека. Не нашлось подтверждения и влиянию на островные биомы вулканических извержений. Например, хорошо задокументирована история четвертичных извержений на Японских островах, но крупные извержения не совпадают с исчезновением видов. Исследования показали отсутствие долгосрочных изменений в сообществах млекопитающих. Вымирание представителей мегафауны и появление человека либо расходятся во времени, либо их связь невелика в абсолютном выражении.

На шельфовых островах удалось заметить признаки ступенчатого вымирания в моменты объединения островных земель с материком. Хорошо документированные находки эпохи плейстоцена на Британских островах и на Яве позволяют увидеть совпадение механизмов потерь с близлежащими материками.

Авторы пришли к заключению, что на изолированных океанических островах процессы вымирания имеют признаки естественных закономерностей и подчиняются стремлению замкнутой экосистемы к равновесию. Эти процессы во многом зависят от размера острова, исследователи обращают внимание на важность такого фактора как достижение предела вместимости. Чем меньше площадь, тем меньше видовое и генетическое разнообразие. Это наблюдается даже при отсутствии человеческих популяций на острове.

Очевидное негативное воздействие людей на островные экосистемы начинает проявляться позже, в результате развития мореходства и расширения возможностей миграции. В голоценовую эпоху, сменившую плейстоцен около 12000 лет назад, люди стали движущей силой в опустошении островов. Массовому вымиранию видов в позднем плейстоцене и раннем голоцене способствовала расчистка и масштабное освоение суши, более совершенные способы охоты и развитие скотоводства.

N + 1 уже писал о вине людей в истреблении мегафауны Мадагаскара, о климатической версии вымирания мегафауны в Австралии, и том, как люди стали распространителями семян плодовых растений после исчезновения мегафауны на Американском континенте.

Елена Синицкая