Две научных группы — международная и норвежская — опубликовали (1, 2) в The New England Journal of Medicine результаты исследований, посвященных патогенезу тромбозов, которые развились после введения противокоронавирусной вакцины производства компании AstraZeneca. Авторы обеих работ сошлись во мнении, что это состояние по своим механизмам напоминает хорошо известную гепарин-индуцированную тромбоцитопению.
По состоянию на 10 апреля 2021 года Европейское агентство лекарственных средств (EMA) одобрило к применению пять вакцин против коронавируса SARS-CoV-2; каким-либо из существующих препаратов во всем мире привито более 600 миллионов человек. Вакцину производства AstraZeneca (ChAdOx1 nCoV-19, Covishield, Vaxzevria) используют с конца 2020 года. Весной 2021 года из разных стран стали приходить сообщения о единичных случаях тромбозов в сочетании со снижением концентрации тромбоцитов в крови (тромбоцитопенией) в течение двух недель после введения этого препарата. Из-за этого некоторые страны приостановили его применение.
К 4 апреля ЕМА на примерно 34 миллиона привитых зарегистрировало 169 подобных случаев с поражением вен мозга и 53 — внутренних органов; не менее 18 из них привели к смерти. На этом основании агентство решило включить тромбоз в течение двух недель после вакцинации в список очень редких побочных эффектов Vaxzevria, однако продолжить его применение, поскольку польза в данном случае многократно превышает риск. Вопрос патогенеза описанного осложнения при этом оставался открытым.
Первыми на эту тему стали публикации Андреаса Грайнахера (Andreas Greinacher) из немецкого Института иммунологии и трансфузиологии с коллегами и Пола Холме (Pål Holme) из Университетской больницы Осло с коллегами на материале 11 и 5 пациентов соответственно. Во всех описанных случаях осложнения — тромбозы необычных локализаций в сочетании с тромбоцитопенией и в 5 случаях с кровоизлиянием в мозг — развились не позднее 16-го дня после вакцинации.
У всех пациентов, для которых доступны подобные данные, были зафиксированы: тромбоцитопения; существенно повышенный уровень D-димера (маркер произошедшего тромбоза); маркеры внешнего (международное нормализованное отношение) и внутреннего (активированное частичное тромбопластиновое время) путей свёртывания крови без существенных отличий от нормы; нормальная или несколько пониженная концентрация фибриногена. У двух пациентов обнаружены предрасполагающие к тромбозам антифосфолипидные антитела, один из них страдал болезнью Виллебранда (одно из врожденных нарушений свертывания крови).
Кроме того, у всех участников исследований методом ферментной иммуносорбции ELISA, а у некоторых также модификациями сывороточного теста активации тромбоцитов выявили антитела к комплексу тромбоцитарный фактор 4 (PF4)-гепарин (PF4-полианион).
Подобная картина характерна для гепарин-индуцированной тромбоцитопении. При этом состоянии введение препаратов гепарина (естественного анионного протеогликана, который препятствует свертыванию крови и используется клинически как антикоагулянт) вызывает выработку патологических антител против его комплекса с PF4 (тромбоцитарным цитокином, в норме уменьшающим эффекты гепарина при агрегации тромбоцитов). Такие антитела вызывают активацию тромбоцитов с формированием тромбов, что приводит к расходу этих форменных элементов крови и снижению их концентрации. То же наблюдалось и у пациентов после инъекции Vaxzevria, только без введения гепарина.
Исследователи оговариваются, что антитела к комплексу PF4-гепарин обнаруживают в 5–7 процентах образцов донорской крови, только в меньших концентрациях; что почти у всех здоровых взрослых людей есть В-лимфоциты, способные производить антитела к указанному комплексу, но в норме их сдерживают регуляторные механизмы иммунитета; что четыре из пяти пациентов из норвежского исследования до взятия анализов получали фракционированные гепарины, которые могут индуцировать выработку таких антител, но значительно реже, чем обычный гепарин.
Кроме того, состояния, аналогичные гепарин-индуцированной тромбоцитопении, регистрировали при введении других полианионных препаратов, некоторых вирусных и бактериальных инфекций и хирургических вмешательств. Они объединены под названием аутоиммунной гепарин-индуцированной тромбоцитопении. По-видимому, описываемое осложнение вакцинации служит частным случаем этого пула состояний; обе команды ученых предложили называть его вакциноиндуцированной иммунной тромботической тромбоцитопенией (vaccine-induced immune thrombotic thrombocytopenia, VITT).
Подробно узнать обо всем спектре возможных побочных эффектов от вакцинации против ковида можно в нашем материале «Страдания неизбежны?».
У нее были проблемы с ходьбой
В Будапештском зоопарке впервые применили терапию стволовыми клетками для лечения остеоартроза у нечеловеческого примата. Горилла Лизель в последнее время испытывала трудности при ходьбе — она не опиралась на левую ногу. Ветеринары и хирурги-ортопеды провели всестороннюю диагностику поражений суставов Лизель и ввели мезенхимальные стволовые клетки в тазобедренный и коленный суставы левой ноги. Новость об этом опубликована на сайте Шеффилдского университета. Мезенхимальные стволовые клетки, использованные для лечения Лизель, были выделены из кусочка жировой ткани молодой самки гориллы. Команда ученых очистила и культивировала эти клетки, чтобы получить суспензию из клеток, которую можно было хранить в глубокой заморозке до начала лечения. Сотрудники зоопарка наблюдают за состоянием Лизель и намерены в скором времени огласить результаты такого лечения.