Древних индейцев Атакамы уличили в покупке и содержании попугаев из Амазонии

Жители оазисов Атакамы в доколумбову эпоху держали в неволе попугаев ара, амазонов и аратинг, привезенных из тропических лесов и саванн к востоку от Анд. Анализ мумифицированных остатков этих птиц показал, что торговля ими была очень оживленной и велась на протяжении сотен лет. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, попугаи и их перья играли важную роль в традициях атакамских индейцев — они символизировали статус владельца и использовались в религиозных ритуалах.

Во многих культурах яркие птичьи перья служат символом богатства, социального статуса и связи со сверхъестественными силами. Так, в доколумбовой Южной Америке были популярны головные уборы с перьями крупных попугаев, включая ара и амазонов. В регионах, где попугаев нет вовсе или они мелкие и недостаточно яркие, например, в высокогорьях Анд и оазисах пустыни Атакама, использовались перья, привезенные с востока континента по пока не донца изученным торговым маршрутам. Иногда импортировались и живые птицы.

Команда специалистов во главе с Хосе Каприлесом (José M. Capriles) из Университета штата Пенсильвания решила разобраться в этой теме более подробно. Они сосредоточили внимание на находках мумифицированных попугаев и их перьев, сделанных в пустыне Атакама на севере Чили, где сухой климат обеспечивает отличную сохранность органических материалов.

В общей сложности Каприлес и его коллеги собрали информацию об остатках двадцати семи попугаев из археологических памятников в Атакаме (в настоящее время они хранятся в музеях Чили и США). Исследователям удалось подробно изучить 23 из них и взять образцы тканей у 15. Большинство изученных попугаев происходят с кладбища из оазиса Пика — центрального узла в системе вьючных караванов лам в доколумбову эпоху.

Радиоуглеродный анализ показал, что большинство атакамских попугаев жили с 1100 по 1450 годы нашей эры. В начале этого периода произошел распад империи Тиуанако, а затем Атакама вошла в состав империи инков. По словам авторов, в этот период торговля и обмен товарами с помощью караванов процветали в оазисах Атакамы.

Судя по всему, умерших попугаев жители оазисов Атакамы хоронили рядом с людьми. Птиц потрошили, удаляли им хвосты и обертывали тканью, поле чего подвергали сложному процессу ритуальной мумификации. Некоторым особям после их смерти придали сложные позы — например, открыли клювы и вытащили наружу языки. К сожалению, остается неясным, с какой именно целью индейцы хоронили попугаев.

Основываясь на цвете сохранившегося оперения и особенностях строения скелета, специалисты смогли установить систематическое положение найденных птиц. Шестнадцать из них оказались представителями одного из родов ара (Ara), девять — амазонами (Amazona) и еще два — аратингами из рода Psittacara. Часть экземпляров удалось определить до вида: среди них были девять красных ара (Ara macao), один сине-желтый ара (Ara ararauna), четыре синелобых амазона (Amazona aestiva), два бледных амазона (Amazona farinosa), один желтошапочный амазон (Amazona ochrocephala), два солдатских амазона (Amazona mercenarius) и две краснолицые аратинги (Psittacara mitratus).

Ни один из этих видов не обитает в Атакаме. Большинство из них населяют влажные тропические леса и саванны в сотнях километрах к северу от оазисов Атакамы. Лишь краснолицые арантинги и в меньшей степени синелобые амазоны живут в засушливых долинах к востоку от Анд — однако это тоже довольно далеко от мест находок. Таким образом, попугаев отлавливали в дикой природе, доставляли в оазисы через горы и здесь держали в неволе. Размножались ли птицы в неволе, неясно. Вероятно, они ценились как сами по себе, так и в качестве источника ярких перьев, которые у них выщипывали.

Физическое состояние птиц также указывает на содержание в неволе. У некоторых попугаев при жизни обрезали и ощипывали маховые перья, а у одной особи Каприлес с коллегами обнаружили следы зажившего перелома крыла. По крайней мере две особи носили на лапах кожаные ремешки, а еще одной обрезали кончик клюва.

Исследователи также выявили признаки проблем со здоровьем, от которых домашние попугаи страдают и сегодня. Например, у одной птицы чрезмерно разросся клюв, а у нескольких других — когти. У всех особей с сохранившимися мягкими тканями было слишком много зачатков пуховых перьев — это свидетельствует о навязчивом самоощипывании (или, в данном случае, также о выдирании перьев хозяевами). Интересно, что перья ара из археологических памятников Атакамы часто отличаются бледной окраской — авторы предполагают, что это может быть объясняться нехваткой питательных веществ в корме птиц, содержавшихся в неволе.

В попытке восстановить рацион попугаев исследователи провели изотопный анализ перьев шестнадцати птиц из Пики и долин Азапа и Кармаронес. На основе различий в концентрации 13C и 15N они разделили птиц на три группы. У попугаев из первой содержание обоих изотопов низкое — это свидетельствует о питании плодами растений из тропических лесов. Вероятно, они прожили в Атакаме недолго.

Особей из второй группы кормили в основном кукурузой — на это указывает низкое содержание 15N и высокое — 13C. Наконец, у представители третьей группы высокое содержание 13C, свидетельствующее о питании кукурузой, сочетается с высокой концентрацией 15N. Последняя особенность обычно характерна для видов, которые охотятся на морских животных. Однако попугаи, вероятно, получили 15N от морских птиц, пометом которых жители атакамских оазисов регулярно удобряли поля.

На заключительном этапе исследования члены команды реконструировали митохондриальные геномы четырех красных ара — самых распространенных попугаев в атакамских захоронениях. Оказалось, что мумифицированные экземпляры относятся к южноамериканскому подвиду A. m. macao, но при этом происходят из разных географических популяций. Это свидетельствует, что закупки попугаев в оазисах Атакамы, в отличие от некоторых других регионов доколумбовой Америки, были децентрализованными.

Торговля дикими животными была хорошо развита и на другом конце Земли — в Древнем Египте. Согласно недавнему исследованию, египтяне вывозили гамадрилов (Papio hamadryas) из региона, который охватывает современную Эфиопию, Джибути, Эритрею, а также часть Сомали и Йемена. Эти животные олицетворяли бога мудрости Тота и использовались в религиозных ритуалах.

Археологи раскопали могильник летописного народа мурома