«Хаббл» уменьшил роль джетов в остановке роста протозвезд

Астрономы благодаря космическому телескопу «Хаббл» выяснили, что уменьшение темпа аккреции вещества на протозвезду не может быть объяснено только образованием полости вокруг нее из-за джетов или звездных ветров. К такому выводу они пришли, исследовав 304 протозвезды в созвездии Ориона. Статья доступна на сайте arXiv.org, кратко о работе рассказывается на сайте NASA.

Стадия протозвезды, длящаяся в пределах полумиллиона лет, является начальным этапом жизни звезд. В это время новорожденное светило окружено плотной газопылевой оболочкой, активно аккрецирует на себя вещество и создает вокруг себя диски, в которых, в дальнейшем, будет идти процесс образования планет. Исследование подобных объектов важно с точки зрения понимания факторов, которые управляют эволюцией пылевых оболочек звезд, скоростью аккреции вещества на звезду и свойствами молодых протопланетных дисков.

Группа астрономов во главе с Ноланом Хабелем (Nolan Habel) из Университета Толедо в Огайо опубликовала результаты анализа данных наблюдений космического телескопа «Хаббл» в ближнем инфракрасном диапазоне за 304 протозвездами и звезд до главной последовательности в комплексе молекулярных облаков Ориона в период с 2008 по 2017 год. Цель этой работы заключалась в оценке влияния порождаемых протозвездой джетов и звездных ветров на ее оболочку. Теории и ряд наблюдений говорят о том, что оттоки вещества от молодой звезды должны тормозить процесс ее формирования, образуя вокруг нее полость, и отвечают за конечную массу светила. Ученые решили оценить количество вещества, которое выбрасывается прочь от молодых звезд.

Исследованную выборку ученые разделили на несколько типов объектов, таких как точечные источники без связанных с ними туманностей, протозвезды с униполярными и биполярными полостями, молодые звезды с нерегулярной переменностью, а также объекты, обладающие джетами. Было замечено, что морфология протозвезд коррелирует с их эволюционным классом: протозвезды класса 0 с большей вероятностью не обнаруживались, протозвезды класса I демонстрировали полости, а протозвезды с плоским спектром оказывались точечными источниками.

При этом ученые не нашли доказательств постоянного роста полостей, создаваемых оттоками вещества от звезды, по мере того, как протозвезды эволюционируют, что противоречит текущим представлениям. Исследователи пришли к выводу, что уменьшение темпа аккреции вещества на молодую звезду не может быть объяснено только образованием полости из-за джетов или звездных ветров. Ожидается, что будущие наблюдения за протозвездами в миллиметровом диапазоне волн позволят понять, какую роль играют в остановке набора массы звездой более медленные оттоки вещества с более высокой плотностью.

Ранее мы рассказывали о том, как «Хаббл» помог изучить структуру остаточного диска у звезды, вблизи протозвезды обнаружили монооксид алюминия и ALMA обнаружила протопланетный диск у только что родившейся звезды.

Астрономы увидели циклы облачной активности на Нептуне