Астрономы при помощи системы ALMA впервые обнаружили в газовом диске вокруг молодой звезды молекулы монооксида алюминия. Возможно, это позволит узнать больше о механизмах образования тугоплавких компонентов протосолнечной туманности, которые обнаруживают в составе метеоритов, пишут ученые в журнале The Astrophysical Journal Letters.
Один из способов изучения процессов формирования протопланетных дисков и появления планет вокруг новоржденных звезд — исследование горячего молекулярного газа во вращающемся газопылевом диске вокруг звезды. Данные о химическом составе такого газа позволяют исследовать динамику развития газопылевого диска и дают представление о процессах образования тугоплавких компонентов в протосолнечной туманности, которые затем можно найти в составе метеоритов.
Одну из таких систем, молодой звездный объект Orion KL Source I, удалось обнаружить в туманности Клеймана-Лоу, входящей в состав Большой туманности Ориона. Это массивная (5–15 масс Солнца) протозвезда, окруженная горячим околозвездным вращающимся диском, от которого наблюдается отток вещества.
Первые исследования Orion KL Source I при помощи системы ALMA (Atacama Large Millimeter/Submillimeter Array) позволили обнаружить в расширяющейся части оттока вещества молекулы монооксида кремния SiO: они находятся на расстояниях до 10 астрономических единиц от центральной звезды. Позже в диске также нашли молекулы хлорида натрия NaCl и хлорида калия KCl.
В новой работе астрономы под руководством Шого Тачибаны (Shogo Tachibana) из Токийского университета сообщили о регистрации молекул монооксида алюминия AIO. Вещество сосредоточено в начальной части оттока вещества из диска, где температура выше, чем в более далекой и широкой части оттока: в них молекулы монооксида алюминия могут конденсироваться из газовой фазы и образовывать твердые частицы пыли.
В будущих исследованиях астрономы хотят изучить и другие протозвезды, окруженные дисками: они надеятся обнаружить в них следы AlO и других соединений металлов. Объединение этих данных с данными миссий OSIRIS-Rex и «Хаябуса-2», а также с результатами исследований метеоритов, найденных на Земле, может дать важную информацию о формировании и эволюции Солнечной системы.
Ранее монооксид алюминия также удалось обнаружить в атмосфере экзопланеты типа ультрагорячий юпитер. При этом после сравнения данных наблюдений с результатами моделирования не было найдено доказательств наличия в атмосфере планеты оксидов других металлов.
Александр Войтюк
Они находятся в толстом диске и гало Млечного Пути
Астрономы при помощи телескопа «Джеймс Уэбб» отыскали 21 кандидата в ранее неизвестные холодные коричневые карлики, которые находятся в толстом диске и гало Млечного Пути. Работа показывает, что глубокие обзоры неба для наблюдений за далекими галактиками могут быть полезны и при поиске далеких и тусклых субзвездных объектов. Препринт опубликован на сайте arXiv.org. Исследования очень маломассивных (менее 0,07 массы Солнца) звезд и коричневых карликов, представляющих собой субзвездные объекты, важны для понимания того, как различается внутренняя структура объектов в зоне перехода между планетами-гигантами и звездами, эволюции двойных звездных систем и звездного населения Млечного Пути. Однако, чем холоднее такие тела, тем труднее их искать, особенно если дело касается коричневых карликов, излучение от которых лежит, в основном, в инфракрасном диапазоне. Группа астрономов во главе с Кевином Хейнлайном (Kevin N. Hainline) из Обсерватории Стюарда опубликовала результаты поиска кандидатов в коричневые карлики в фотометрических данных глубоких обзоров неба JADES и CEERS в рамках исследований галактик и скоплений галактик, полученных инфракрасным телескопом «Джеймс Уэбб» при помощи камеры NIRCam. Итоговая выборка найденных кандидатов в коричневые карлики спектральных типов T и Y включает в себя 21 объект, они находятся на расстояниях от 360 до 13700 световых лет от Солнца. Четыре кандидата могут находиться в гало Млечного Пути, остальные представляют собой население толстого диска галактики. Эффективные температуры карликов составляют 500–1200 кельвинов, а радиусы варьируются от 0,075 до 0,13 радиуса Солнца. Для семи кандидатов исследователи установили наличие собственного движения с направлением, совпадающим с плоскостью галактики, что доказывает, что они не имеют внегалактической природы. Ранее мы рассказывали о том, где был обнаружен коричневый карлик горячее фотосферы Солнца.