Начиная с 2007 года тропические леса бассейна Амазонки стали выделять больше углекислого газа, чем способны поглотить — его некомпенсированные выбросы в регионе составляют ежегодно 480±180 миллионов тонн. Кроме того, каждый год эти леса выделяют от одного до 4,2 миллиардов тонн метана в эквиваленте CO2. Статья опубликована в журнале Frontiers in Forests and Global Change.
Тропические леса бассейна Амазонки — один из важнейших в мире регионов, обеспечивающих регуляцию климата. Однако исследования последних лет указывают на то, что связанные с этими лесами надежды на поглощение атмосферного углерода могут не оправдаться. Местный растительный покров продолжает связывать углерод, но одновременно с этим антропогенная деятельность в регионе и глобальное изменение климата приводят к значительным выбросам парниковых газов. Есть свидетельства обезлесения и деградации лесов, в том числе в ходе незаконных рубок. Одни только опушки местных тропиков с начала XXI века потеряли суммарно более миллиарда тонн углерода. Всесторонне оценить последствия хозяйственной деятельности в границах бассейна нелегко, потому что она ведется в нескольких странах и неоднородна в своих политических, социально-экономических и культурных аспектах.
Ученые под руководством Кристофера Кови (Kristofer Covey) из Колледжа Скидмор обобщили и проанализировали имеющиеся данные об основных биогеохимических аспектах, влияющих на эффективность амазонских тропиков как климатического регулятора. Они учли потоки углекислого газа, закиси азота, метана, биогенных летучих органических соединений, тропосферного озона, аэрозолей и сажи; а также альбедо, эвапотранспирацию, изменения землепользования, пожары, нефтедобычу, охоту и влияние глобального изменения климата.
Авторы исследования подтвердили давнее предположение о том, что выбросы парниковых газов с территории бассейна Амазонки скорее всего уже сравнялись или даже превзошли их поглощение. Для углекислого газа переломная точка наступила еще в 2007 году. Даже исключая из расчетов годы экстремальных засух, с 2011 по 2017 годы тропики были источником чистых (то есть не компенсированных поглощением) выбросов в количестве 480±180 миллионов тонн в год. Ученые отметили неожиданно высокие значения выбросов метана: они составляют 1,0-4,2 миллиарда тонн в CO2-эквивалентах ежегодно. Ранее поток CH4 из бассейна Амазонки недооценивался, и представления о климатической регуляции в этом регионе придется серьезно пересмотреть. Наземная биомасса лесов с 2000 по 2010 по сравнению с предыдущим десятилетием снизилась на треть, и это привело в том числе к увеличению альбедо поверхности на участках вырубки. Впрочем, охлаждающий эффект такой расчистки сильно уступил углеродным потерям от обезлесения.
Не только тропики амазонского бассейна вызывают опасения в контексте эффективности поглощения выбросов парниковых газов. Недавно ученые создали первую карту потоков углерода в лесах Земли и посчитали, что с 2001 по 2019 годы эти биомы ежегодно выбрасывали в атмосферу 8,1±2,5 миллиардов тонн парниковых газов и поглощали 15,6±49 миллиардов тонн, то есть в целом обеспечивали сток и консервацию углерода. Однако уже в четырех странах — Индонезии, Малайзии, Камбодже и Лаосе) ежегодная эмиссия углекислого газа превосходит его поглощение.
Марина Попова
За два года был в мире произведен почти триллион таких масок
За два года пандемии COVID-19 мировая экономика произвела 18,5 миллионов тонн выбросов углекислого газа, связанных с производством, транспортировкой и утилизацией 928,5 миллиардов медицинских масок. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале One Earth. Ученые под руководством Юэ Ли (Yue Li) из Шаньдунского университета оценили углеродные выбросы, ассоциированные с медицинскими масками, которые повсеместно использовались во время пандемии COVID-19. Авторы исследования использовали метод оценки жизненного цикла, и установили, что две трети вредного воздействия масок на окружающую среду связано с глобальным потеплением за счет углеродных выбросов (62,6 процента), а примерно четверть приходится на образование мелких твердых частиц (26,7 процента). Углеродный след одной маски они оценили в 20,5 грамма. Наиболее проблемными компонентами маски авторы назвали ушные петли из нейлона: на производство этого полимера тратится большое количество электроэнергии, а еще для него нужна азотная кислота, поэтому при сжигании таких отходов в окружающую среду поступают оксиды азота.