Ученые впервые составили углеродные карты опушек тропических лесов бассейна Амазонки и обнаружили, что эти ландшафты ежегодно теряют порядка 63 миллионов тонн углерода. Суммарные потери на краевой зоне с 2000 по 2015 год составили 947 миллионов тонн — это около трети потерь от прямых вырубок леса (2592 миллионов тонн). Прежние геохимические исследования недооценивали важность опушечного эффекта и могли занижать значения углеродных потерь в регионе на 37 процентов. Статья опубликована в журнале Science Advances.
Около 54 процентов углерода суши (от 193 до 229 миллиардов тонн) сосредоточено в тропических лесах, что делает их важнейшим биомом для регуляции климата. Площадь этих лесов в мире уменьшилась с 19,65 миллионов квадратных километров в 1990 году до 17,7 миллионов квадратных километров в 2015 году из-за неустойчивого землепользования. Вырубка участков древостоя под нужды сельского хозяйства привела к фрагментации ландшафтов и появлению большого количества опушек: в 2000 году уже порядка 70 процентов площади тропических лесов находились на расстоянии менее одного километра от опушки. Это вызывает опасения, потому что лес краевой зоны заметно уступает по качеству лесу в чаще — на него легче перекидываются пожары с сельскохозяйственных угодий, он менее устойчив перед ветрами, не может обеспечить оптимальный микроклимат своим живым обитателям, не так эффективно растет и поглощает углерод из атмосферы, деревья в нем отличаются низкой продолжительностью жизни.
Крупнейший на планете сплошной тропический лесной массив находится в бассейне реки Амазонка, и хотя лишь 5,2 процента местных лесов относится к краевой зоне, результаты исследования, проведенного в рамках проекта Forest Fragments, указали на недооцененную возможность потерь углерода в краевой зоне амазонских лесов.
Ученые под руководством Селсо Сильвы младшего (Celso H. L. Silva Junior) из Лаборатории тропических экосистем и наук об окружающей среде в Сан-Жосе-дус-Кампусе провели первую количественную оценку углеродных потерь на опушках амазонских лесов. Для этого они использовали спутниковые снимки Landsat за 2000-2015 годы, а также данные о структуре древостоя с лидаров, полученные в рамках проекта Sustainable Landscapes Project. Всего авторы исследования осуществили полеты по 13 маршрутам с 2012 по 2015 годы, охватили 153,15 квадратных километров леса и составили для них 20 углеродных карт с пространственным разрешением 50 метров.
Авторы исследования оценили площадь всех опушек амазонских лесов в 176 555 квадратных километров. Продолжительность жизни деревьев в этих местах составляет в среднем всего лишь семь лет. Также в среднем 7±1, 24±4, и 42±3 процента опушек были размыты в результате вырубки леса через 1, 5 и 10–14 лет после их образования соответственно. С 2000 по 2015 годы в результате этого процесса и других факторов неустойчивости краевых зон углеродные потери на таких ландшафтах составили 947 миллионов тонн, что соответствует приблизительно трети от потерь в результате прямых вырубок (2592 миллионов тонн).
В среднем каждый год тропические леса бассейна Амазонки теряли порядка 63±8 миллионов тонн углерода в краевых зонах. При этом наиболее серьезный вклад в деградацию лесов внесла Бразилия — на эту страну ежегодно приходилось 62±10 процентов от вырубленных лесов. В целом в Амазонии наблюдается тренд на снижение темпов вырубок — в 2015 году площадь вырубленных лесов сократилась на 683 квадратных километра в год по сравнению с началом века. Однако площади опушек в тропиках увеличивались в среднем на 11770±3546 квадратных километров в год. Основной вклад в этот процесс внесли Бразилия и Перу. Авторы исследования отметили, что общепринятые методики расчета углеродных потерь нуждаются в корректировке: невозможно игнорировать потери на опушках, которые доходят до 37 процентов общих потерь углерода в Амазонии. Также ученые предупредили, что новые факты указывают на сложности в достижении целей Парижского соглашения в регионе.
Ранее специалисты Всемирной метеорологической организации опубликовали отчет, согласно которому реальность достижения целей Парижского соглашения в ближайшие годы во всем мире также ставится под сомнение: ученые прогнозируют, что каждый из грядущих пяти лет покажет превышение среднегодовой температуры воздуха на уровне на 0,91-1,59 градуса Цельсия выше доиндустриальной.
Марина Попова
Жара не только нарушает условия труда, но и наносит ущерб здоровью работников
Одна жаркая неделя может затруднить доступ к пище для 1,88 процента домохозяйств в стране, причем наибольшему риску подвергаются жители бедных стран, в которых и без того слаба защита прав работников. В Индии, например, по причине вынужденных недельных простоев в работе могут столкнуться с дефицитом еды восемь миллионов человек. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour. Влияние глобального потепления на продовольственную безопасность обычно рассматривают в контексте изменений окружающей среды: рост температуры приводит к снижению урожайности, деградации почв, засухам и следующим за ними голоду. В том или ином виде с этим сталкивается около двух миллиардов человек на планете. Однако угрозу продовольственной безопасности может нести и прямое влияние на здоровье и благополучие людей. В жаркие дни снижается производительность труда, а иногда работать становится и вовсе невозможно из-за опасности. Это влияет на способность семей получать доход и обеспечивать себя пищей, но количественные оценки такого воздействия практически отсутствуют. Кэролайн Крюгер (Carolin Kroeger) из Оксфордского университета исследовала, как жара влияет на краткосрочные угрозы продовольственной безопасности на уровне домохозяйств. Она использовала данные о доходе, возрасте, поле людей в домохозяйствах 150 стран и их беспокойстве по поводу пищи. Они были получены с помощью телефонных интервью с 2014 по 2017 годы. Данные о погодных условиях были взяты из базы ERA5-HEAT. Регрессионный анализ показал, что чем больше жарких дней выпадает на неделю, тем уязвимее становится домохозяйство в плане обеспеченности пищей. Например, три жарких дня в неделю приводят к снижению продовольственной безопасности на 0,78 процента (p = 0,004), а полностью жаркая неделя — уже на 1,88 процента (p < 0,001). На уровне страны жаркая неделя снижает безопасность на 0,54 процента (p < 0,001). В стране с населением как в Индии жаркая неделя может затруднить доступ к еде для восьми миллионов человек. Вклад различных факторов в снижение продовольственной безопасности автор исследования ранжировала с помощью анализа медиации. Она пришла к выводу, что главную роль играет сложность в получении дохода (63,35 процента), затем следуют рейтинг местного рынка труда (16,26 процента) и индивидуальные проблемы со здоровьем (12,14 процента). Наиболее опасной жара оказалась для продовольственной безопасности населения стран с низким уровнем ВНП на душу населения, где у людей слабая социальная и страховая защита, а также низкий контроль за соблюдением трудовых и строительных норм. Ранее в шестом докладе МГЭИК было спрогнозировано усиление угрозы продовольственной безопасности во всем мире из-за засух и уменьшения площади пастбищ. Причем с голодом на фоне глобального потепления сталкиваются не только люди — по этой же причине сократилась численность трубкозубов в Африке, а широконосые лемуры на острове Мадагаскар уже оказались на грани вымирания.