Вылет из гнезда в утренние часы не повысил выживаемость птенцов лазоревок

Птенцы обыкновенных лазоревок, как и многих других воробьиных птиц, обычно покидают гнезда в утренние часы. Согласно популярной гипотезе, такое поведение повышает их шансы выжить — однако немецкие исследователи не обнаружили никакой связи между временем вылета слетка из дуплянки и вероятностью, что он доживет до осени. Как отмечается в статье для журнала Animal Behaviour, скорее всего, склонность птенцов покидать гнезда в первой половине дня связана с тем, что за ночь они сильно прибавляют в весе и к утру преодолевают порог, после которого могут выходить в большой мир.

Птенцовые птицы, в частности, представители отряда воробьинообразных, вылупляются из яиц голыми и беспомощными и на протяжении нескольких недель полностью зависят от родителей. Выход из гнезда для таких птенцов — один из важнейших и опаснейших этапов в жизни. Оказавшись в большом мире, слетки сталкиваются с целым рядом угроз, включая хищников и неблагоприятные погодные условия. Неудивительно, что значительная их доля быстро погибает. Например, у больших синиц (Parus major) и московок (Periparus ater) до двадцати процентов слетков не переживают свой первый день за пределами гнезда.

Учитывая, как много птенцов погибает на стадии слетков, естественный отбор должен поддерживать любые признаки, которые повысят их шансы на выживание. Одним из них может быть выбор времени для выхода из гнезда. Как давно заметили орнитологи, юные птенцовые птицы стараются покидать гнезда утром. Предполагается, что эта особенность каким-то образом снижает их риск погибнуть, например, позволяет найти укрытие до наступления сумерек. Тем не менее доказательств у этой гипотезы не было.

Команда орнитологов во главе с Петером Сантемой (Peter Santema) из Орнитологического института Общества Макса Планка решила выяснить, действительно ли выход из гнезда в утренние часы повышает вероятность выживания птенцов. В центре их внимания оказались обыкновенные лазоревки (Cyanistes caeruleus) — небольшие синицы, которые выводят потомство в дуплах и охотно занимают искусственные гнездовья.

Исследователи отправились в Вестерхольцский лес на юге Германии, где поведение размножающихся в дуплянках лазоревок изучают уже больше десяти лет. В весенние месяцы 2017-2018 годов Сантема и его коллеги снабдили взрослых особей и птенцов RFID-метками, которые срабатывали при прохождении птицы через оснащенный датчиком леток дуплянки. Собранные таким способом данные позволили точно отследить, когда птенцы покидают гнездо, а также как часто родителя приносят им корм. В общей сложности авторы собрали данные о времени вылета 1582 молодых лазоревок из 230 гнезд. Чтобы оценить их выживаемость, исследователи фиксировали все встречи с ними в осенний период (на кормушках и в дуплянках, где лазоревки часто ночуют).

Как и ожидалось, большинство птенцов, а именно 84 процента, покинули гнезда до солнечного полудня. Тем не менее связи между временем вылета и вероятностью выжить авторы не обнаружили. До осени чаще доживали птицы, которые больше весили в четырнадцатидневном возрасте, а не те, что вылетали из дуплянок в первой половине дня. Предположение, что родители вынуждают птенцов покинуть гнездо утром, меняя количество приносимого корма, также не подтвердилось. Взрослые лазоревки чаще посещали гнезда в первой половине дня, однако корреляции между этим параметром и временем вылета птенцов выявлено не было.

Таким образом, Сантеме и его соавторам не удалось найти подтверждений, что вылет из гнезда в ранние часы повышает шансы лазоревок на выживание. По мнению исследователей, время, когда слетки покидают гнездо, скорее связано с динамикой их развития. Иными словами, птенец выходит в большой мир, когда достаточно подрастет. Поскольку птенцы сильно прибавляют в весе по ночам, подходящий для вылета момент обычно приходится на утро. Впрочем, исследователи признают, что эта гипотеза также нуждается в проверке.

Жизнь птенцов может показаться идиллией, однако в реальности юные птицы сталкиваются с целым рядом проблем — от конкуренции с братьями и сестрами до нападений хищников и паразитов. Пройдите наш тест «Один дома» и проверьте, сможете ли вы выжить, оказавшись на месте птенца.

Красные огненные муравьи добрались до Европы