Главным победителем конкурса «Станцуй свою диссертацию» в этом году стал аспирант из университета Хельсинки Якуб Кубечка (Jakub Kubečka), который вместе с коллегами сочинил рэп и снял видеоролик с танцем, посвященным поведению атмосферных молекулярных кластеров в аэрозолях, говорится в сообщении Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS), издателя журнала Science. Танцы других лауреатов были посвящены фрагментации пластика, формированию языковых навыков у детей и ковиду.
Конкурс «Станцуй свою диссертацию» («Dance your PhD») в 2008 году придумал научный журналист Джон Боханнон (John Bohannon), который тогда писал для журнала Science. Участники соревнования — аспиранты со всего мира — пытаются рассказать о своей диссертации с помощью танца. Балет, спортивные и бальные танцы, мюзиклы и другие хореографические стили и жанры используются, чтобы объяснить сложные концепции из области физики, химии, биологии и общественных наук.
В частности, победитель конкурса в 2019 году с помощью танца объяснял электродинамику в сверхпроводниках, а 2016 году победа была присуждена танцу о протезировании сердечных клапанов.
В этот раз главный приз (и приз в номинации «Физика») получил финский аспирант Якуб Кубечка (Jakub Kubečka), который со своими друзьями создал рэп, посвященный теме его исследований: формированию и распаду молекулярных кластеров — скоплений молекул аммиака, сульфатных соединений и других веществ — в атмосфере. При съемках участники строго соблюдали коронавирусные ограничения: держали дистанцию и пользовались масками, когда дистанцию держать не получалось. Танцевать им пришлось на крыше и в сгенерированных на компьютере пейзажах.
В номинации «Биология» приз получила постдок Фанон Жюльен (Fanon Julienne) из французского университета Ле-Мана. Она поставила восточный танец, посвященный разрушению различных типов пластика в океане под действием солнечного света и воды, а также проблеме микропластика в целом.
Приз в номинации «Химия» получил инженер Микаэл Минье (Mikael Minier), чья диссертация была посвящена поведению соединений железа:
Победитель в номинации «Социальные науки» Магдалена Дорнер-Пау (Magdalena Dorner-Pau) из университета Граца поставила вместе со своими детьми танец, который показать, как влияют на способность детей описывать сцены и предметы возможность изображать происходящее с помощью пантомимы.
Приз в последней номинации, учрежденной специально в этом году — в области исследований COVID-19 — получила аспирантиз университета Орегона Хизер Масон-Форсайт (Heather Masson-Forsythe), которая поставила танец, посвященный взаимодействию нуклеокапсида и РНК коронавируса.
Ранее мы рассказывали о других необычных конкурсах для ученых и инженеров: на взлом сайтов Пентагона, человекоподобную игру в Doom, создание роботов-сверлильщиков и поиск необычных распадов в данных БАК.
Сергей Кузнецов
Теперь его передали в музей
В Узбекистане обнаружили сакский бронзовый котел и предварительно датировали его II–I веками до нашей эры. Еще 29 лет назад он попал в руки директора сельской школы, который не знал о его исторической ценности и использовал в хозяйстве. Теперь древний артефакт передали в музей. Об этом сообщается в пресс-релизе Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия Республики Узбекистан. В I тысячелетии до нашей эры на обширном пространстве Евразийской степи сформировался круг близких культур так называемого скифо-сибирского мира. Их объединяла «скифская триада», включавшая схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства. Вместе с тем параллели прослеживаются и по другим типам предметов материальной культуры. Так, в раннем железном веке распространились литые бронзовые котлы, которые бытовали в степной зоне вплоть до Средневековья и даже более поздних периодов. Многие из этих сосудов представляют собой случайные находки, сделанные в оврагах, канавах или на пашне. Кроме того, хорошо известны бронзовые котлы, обнаруженные в виде кладов (например, Иссыкский клад). Исследователи полагают, что это были статусные вещи для приготовления трапезы или ритуального напитка — пива. Нередко они сопровождали в загробный мир своих знатных владельцев. О значимости этих сосудов для древних кочевников известно и из письменных источников. Например, из сообщений Геродота следует, что котлы выступали в качестве символа единства племени и его сакрального центра. Сотрудники Самаркандского государственного музея-заповедника совершили экспедицию по Самаркандской области, чтобы пополнить коллекции артефактами. Во время этой работы они обнаружили древний бронзовый котел, высота которого составляет 37 сантиметров, а диаметр горловины — 52 сантиметра. По предварительным оценкам, находка связана с племенами саков, проживавших в Семиреченском оазисе во II–I веках до нашей эры. Оказалось, что еще в 1993 году житель Пайарыкского района Анвар Шогдоров, занимавший в тот момент должность директора школы, нашел этот котел во время раскопок канала. На протяжении следующих 29 лет он использовал древний артефакт в хозяйстве, поскольку не знал о его исторической ценности. Сообщается, что похожие сакские бронзовые котлы уже находили в этом районе, например, во время раскопок древнего городища Коктепа, расположенного примерно в 30 километрах от Самарканда. Ранее на N + 1 рассказывали, что сибирские археологи исследовали 46 отдельных котлов и 21 клад в котлах, которые обнаружили на Среднем Енисее. Они выяснили, что находки были сделаны в районах зимников древних кочевников. Похоже, клады закопали в землю в рамках обряда «оставления инвентаря» в конце I тысячелетия до нашей эры — середине I тысячелетия нашей эры.