Общение с сородичами повысило выживаемость самок жирафов

Самки жирафов, которые держатся в одной группе с тремя или более «подругами», существенно повышают свои шансы на выживание. К такому выводу пришла команда зоологов после четырех лет наблюдений за этими травоядными. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, вероятно, жизнь в группе снижает уровень стресса, помогает находить наиболее качественную пищу, а также защищает от назойливого внимания самцов и облегчает выращивание детенышей.

Жирафы (Giraffa camelopardalis) не производят впечатления общительных животных. Тем не менее, современные исследования свидетельствуют, что эти травоядные великаны способны формировать дружеские связи, например, выбирать напарников для кормления. В целом же круг знакомств одного жирафа может включать 60-90 сородичей. Наиболее склонны к социальным взаимодействиям взрослые самки, а вот самцы скорее одиночки.

Команда зоологов во главе с Моникой Бонд (Monica L. Bond) из Цюрихского университета решила выяснить, как наличие социальных связей сказывается на выживаемости масайских жирафов (G. c. tippelskirchi), которые населяют Танзанию и юг Кении. Исследование проводилось в регионе Тарангире на севере Танзании, где строго охраняемые заповедники и национальные парки соседствуют с городами и масайскими деревнями-бомами.

В 2012-2016 годах Бонд и ее коллеги провели тридцать выездов, в ходе которых фиксировали все встречи с жирафами, отдельно выделяя случаи, когда эти травоядные держались группой. При этом в последующий анализ включили лишь данные о самках старше четырех лет. Поскольку рисунок на шкуре каждого жирафа уникален, зоологи могли легко идентифицировать отдельных особей.

Проанализировав собранные данные о примерно 500 самках жирафов, ученые обнаружили, что их выживаемость (то есть вероятность новой встречи с конкретной особью при повторном обследовании местности) зависит от двух основных факторов. Первым является расстояние до ближайшего города: самки, которые живут неподалеку от городов, чаще становятся жертвами браконьеров (при этом масаи на жирафов не охотятся, так что близость к их деревням на выживаемости этих травоядных не сказывается).

Второй и более значительный фактор — общительность. Чем больше среднее число сородичей, в компании которых проводит время самка жирафа, тем выше ее шансы выжить. По оценке авторов, выживаемость достигает максимальных значений у самок, которые общаются в среднем с тремя другими особями, а затем выходит на плато. Интересно, что верность одним и тем же сородичам, то есть сила социальных связей, не повлияла на выживаемость жирафов.

Многие виды травоядных выигрывают от жизни в группе, поскольку компания сородичей снижает риск стать жертвой хищников. Однако взрослые жирафы слишком велики для большинства хищных млекопитающих. Это значит, что связь между их общительностью и выживаемостью должна объясняться иначе. Авторы предполагают, что склонность самок жирафов проводить время с сородичами снижает уровень стресса и позволяет обмениваться информацией о том, где найти лучшие места для кормления. Кроме того, в группе самки могут получить защиту от нежелательного влияния самцов и помощь в выращивании детенышей.

В предыдущем исследовании Бонд и ее соавторы обнаружили, что жирафы, обитающие в окрестностях масайских деревень, образуют более слабые социальные связи и общаются с меньшим числом сородичей. Однако, как показал новый анализ, это не влияет на их выживаемость. Возможно, ухудшение социальных связей в окрестностях деревень компенсируется отсутствием опасных для детенышей хищников и, как следствие, более низким стрессом у их матерей.

Крепкие и многочисленные социальные связи увеличивают продолжительность жизни и у некоторых других животных, например, макаков-резусов (Macaca mulatta). У этих приматов особи, которые образовывают большое количество слабых взаимодействий с другими макаками или небольшое — но сильных, имеют больше шансов прожить дольше. А вот общительные желтобрюхие сурки (Marmota flaviventris), напротив, живут меньше, чем их «нелюдимые» собратья.

Пеночки с Аляски отдохнули в России по пути на зимовку на Филиппины и Палау

Орнитологи уточнили маршруты миграций пеночек-таловок с Аляски. Оказалось, что осенью эти птицы добираются до северо-востока России, а затем движутся на юг. После короткого отдыха на юге российского Дальнего Востока пеночки продолжают путешествие через Китай или Японию, чтобы добраться до Филиппин или островов Палау соответственно. Общая протяженность их осенней миграции составляет около 8500 километров. Результаты исследования опубликованы в Ecology and Evolution.