Жирафы выбрали напарника для обеда

Британские биологи выяснили, что разделение жирафов Ротшильда (Giraffa camelopardalis rothschildi) на пары происходит по-разному в зависимости от ситуации. В статье, опубликованной в журнале Animal Behaviour, сообщается, что жирафы предпочитали одних и тех же партнеров во время трапезы, причем их разделение на пары не зависело от типа местности и доступности еды.

Социальные животные (не только люди, но и многие другие виды) получают от общения с себе подобными много различной выгоды. Зебры, к примеру, повышают свои шансы на выживание, живя в больших группах: на водопое или во время ночного отдыха они обычно оставляют дежурного, который следит за приближением возможных хищников. При этом предпочтения к определенным особям в различных условиях (вне влияние полового отбора) наблюдаются далеко не у всех видов.

Изучить влияние контекста на общение жирафов Ротшильда решили ученые из Бристольского университета под руководством Зоуи Мюллер (Zoe Muller). Они пронаблюдали за двумя популяциями жирафов Ротшильда на территории Кении численностью 77 и 89 особей. Популяции отличались одним значимым фактором — близостью к хищникам: одна жила в безопасности, а в ареале обитания других встречалось много львов.

Для всех животных в наблюдаемых группах ученые определили возраст (до года, от года до четырех лет, от четырех лет, а также крупных самцов старше девяти лет) и пол. Места обитания групп разделили на три части в зависимости от наличия деревьев акаций — главного источника пропитания жирафов.

Динамику разделения жирафов на пары изучили в трех разных контекстах: во время отдыха, питания и прогулок. Для этого ученые использовали специальную метрику — полувесовой индекс ассоциации (half-weight association index, сокращенно HWI), который рассчитывает пропорцию времени, которые две особи проводят вместе в сравнении с количеством времени, которое они проводят порознь, и проверили влияние на его изменения различных факторов. Среди факторов были пол и возраст особей, доступность еды и контекст социальной ситуации. Ученые выяснили, что жирафы чаще всего (p < 0,001) предпочитают определенную компанию только при приеме пищи, причем такое поведение не зависит от места обитания и доступности пищи.

Авторы работы, таким образом, указали на то, что привычные метрики изучения общения особей в животном мире могут быть неподходящими. Так, взаимоотношения двух особей обычно изучают вне контекста ситуации, оценивая время, которое они проводят вместе в самых различных ситуациях. Работа исследователей показывает, что контекст ситуации общения может быть значимым фактором при формировании прочных связей между двумя особями.

Команда под руководством Мюллер изучает и другие аспекты поведения жирафов. Весной этого года, проанализировав данные о тех же популяциях, они выяснили, что количество хищников — незначимый фактор при формировании групп жирафов разной численности.

Корень резуховидки отличил верх от низа благодаря белку LAZY