Ученые установили, что морская раковина из французской пещеры Марсула использовалась людьми мадленской культуры около 18000 лет назад в качестве духового музыкального инструмента. Аналоги его в палеолитических культурах не обнаружены. Исследователи воспроизвели звучание раковины в эксперименте, а также показали сходство между следами пигмента на ее поверхности и изображениями в пещере, сообщает Science Advances.
Пещера Марсула расположена в предгорьях Пиренеев на юго-западе Франции, в департаменте Верхняя Гаронна. Она представляет собой прямую галерею длиной около 100 метров, стены и потолок которой покрыты наскальной живописью и выгравированными петроглифами. Помимо образцов палеолитического изобразительного искусства, археологи обнаружили в пещере костяные и каменные орудия, раковины, украшения из кости и рога. Большинство находок в Марсула относятся к верхнепалеолитической мадленской культуре, распространенной в Европе в конце ледниковой эпохи. Время существования мадленской культуры оценивалось приблизительно от 17000 до 12000 лет назад, но с учетом новой калибровочной кривой IntCal20 часть радиоуглеродных дат, в том числе даты в промежутке от 14000 до 20000 лет назад, должны будут измениться в сторону увеличения возраста.
В 1931 году у входа в пещеру была найдена раковина Charonia lampas — моллюска, обитающего в Северо-Восточной Атлантике, в Северном и Средиземном морях, а также у побережья Африки. Размеры раковины — 31 сантиметр в длину и 18 сантиметров в ширину — свидетельствуют в пользу североатлантического происхождения экземпляра. По-видимому, его добыли у берегов Бискайского залива, на что косвенно указывают найденные в том же слое раковины Capulus ungaricus, происходящие с атлантического побережья. После обнаружения раковина была описана как объект, не имеющий следов обработки, поступила в Музей Тулузы и не изучалась более 80 лет.
Французские ученые во главе с Кароль Фритц (Carole Fritz) из Национального центра научных исследований изучили раковину с использованием современных методов — фотограмметрии, рентгенофлуоресцентного анализа и компьютерной микротомографии. Они помогли выявить на раковине многочисленные следы, оставленные человеком.
На внутренней поверхности устья раковины ученые нашли следы красного пигмента — пятна, совпадающие по размеру и форме с пальцевыми отпечатками. Рентгенофлуоресцентная спектроскопия показала, что в состав пигмента входят железо, кремний и калий. Возможно, краска на раковине, как и в рисунках на стенах пещеры, содержала гематит Fe2O3, а не глинистую охру, поскольку признаков алюминия в ее составе не обнаружено. Поскольку следы красящего вещества на раковине очень слабы, исследователям не удалось непосредственно сравнить их по составу с пигментом наскальных росписей в пещере. Неясно также, была ли раскраска устья сплошной или состояла из множества пятен, похожего на композиции из красных точек на стенах пещеры.
В области устья ретушью была тщательно обработана внешняя губа. На вершине, в наиболее твердой части, оказались сбиты зародышевый участок раковины и первые шесть оборотов завитка. После этой операции образовалось круглое отверстие диаметром 3,5 сантиметра с неровным краем. Вершины раковин C. lampas отличаются большой прочностью, и исследователи сразу исключили возможность случайного разрушения раковины в естественной среде, например под ударами волн о прибрежные камни. Факт целенаправленной обработки подтверждается следами коричневого вещества, по-видимому, органического происхождения, на поверхности излома по краю отверстия. Ученые предположили, что здесь был нанесен слой связующего материала (смолы или воска) для прикрепления мундштука, а раковина представляла собой духовой музыкальный инструмент — так называемый конх, сходный по свойствам с рогом или горном.
Радиоуглеродное датирование с калибровками по шкале IntCal20 для слоев, между которыми была найдена раковина, указывает на ее возраст: между 18261–18011 лет назад и 18064–17731 лет назад. Это ранняя стадия мадленской культуры. Аналогичные инструменты известны у более поздних культур и представлены (1, 2, 3) среди других образцов традиционного искусства Азии, Африки, Америки и Океании в Музее на набережной Бранли в Париже. На то, что мундштук существовал и у их древнейшего аналога, указывает не только слой связующего агента, но и перфорация части внутренней структуры. Томограмма выявила сквозное отверстие диаметром около одного сантиметра, пробитое в стенках шестого и седьмого оборотов раковины. Вероятно, как и на поздних духовых инструментах из раковин, перфорация служила для удержания трубки мундштука на оси циркуляции воздуха. Обитатели пещеры Марсула могли использовать в качестве такой трубки полую птичью кость.
Конх и рог (а также произошедший от рога горн) сближает не только коническая форма полости, образующая рупор, но и одинаковый способ звукоизвлечения. Источником звуковых колебаний в них служат губы музыканта, и от положения губ, щечных мышц и языка зависит высота звука. Механизмов, регулирующих длину воздушного столба, в этих инструментах нет, и они могут давать лишь натуральный звукоряд, который состоит из основного тона и его гармоник. В спектре такого звукоряда частоты гармоник возрастают кратно частоте f0 основного тона (первой гармоники): f0, 2f0, 3f0, 4f0..., а амплитуда звукового давления, определяющая силу звука — уменьшаться.
Чтобы выяснить, могла ли раковина из Марсула быть музыкальным инструментом, исследователи провели экспериментальную проверку с участием музыковеда. Опыт осложняло повреждение в области, где должен был находиться мундштук, однако на доисторической раковине удалось воспроизвести несколько высококачественных звуков на частотах 256, 265 и 285 герц, соответствующих ее естественным резонансам. Соседние частоты здесь различаются примерно на ½ тона, а звуки близки к нотам «до», «до-диез» и «ре». Помимо набора гармоник, соответствующего натуральному звукоряду, спектр этих нот показал и шумы, особенно заметные при частоте основного тона 285 герц.
Эксперимент показал, что раковина из пещеры Марсула действительно может оказаться древнейшим известным конхом, родственником рога и горна. Музыка, вероятно, была важной частью символических систем в верхнем палеолите. На верхнепалеолитических стоянках и в пещерах найдены флейты и трещотки (музыкальные инструменты большего возраста вызывают большие сомнения). Не исключено, что были и барабаны, но подобные предметы из кожи и дерева не сохранились. Конх из Марсула дополняет набор музыкальных инструментов палеолита, а сходство элементов графики на стенах пещеры и на внутренней поверхности раковины указывает на связь между изображением и звуком в духовном мире носителей мадленской культуры.
Ранее археологи рассказали о палеолитическом святилище в Брянской области и сообщили о первой находке образцов фигуративной пещерной живописи на Балканах.
В древности она лежала на полу дернового жилища
Американские археологи провели раскопки на острове Кадьяк, который находится у южного побережья Аляски. Они обнаружили остатки дернового дома, построенного около 3000 лет назад древними эскимосами. На полу разрушенной во время пожара постройки исследователи нашли остатки циновки, сплетенной из растительных волокон, которая первоначально использовалась в жилище в качестве коврика. Как сообщается в пресс-релизе Алутиикского музея, это древнейшая подобная находка, связанная с предками народа эскимосского народа алутиик.