Возрожденная британская популяция журавлей преодолела рубеж в двести особей

Британская популяция серых журавлей преодолела рубеж в двести особей, включая шестьдесят четыре размножающиеся пары, сообщает The Guardian. После вымирания в XVII веке эти птицы отсутствовали в Великобритании почти четыреста лет, пока в конце 1970 годов несколько прибывших из континентальной Европы пар не поселились на востоке страны. Масштабный проект, включающий восстановление водно-болотных угодий и выпуск выращенных в неволе журавлят, помог новой популяции увеличить численность и существенно расширить ареал.

Специалисты по охране природы все чаще говорят о необходимости не просто защищать отдельные редкие виды, но и восстанавливать целые экосистемы. Нередко для этого требуется возвращать в определенные местности животных, которые исчезли отсюда по вине человека, или их ближайшие экологические аналоги. Например, реинтродукция крупных травоядных позволяет лугам и пастбищам не зарастать лесом, а возвращение хищников — держать численность травоядных под контролем.

Одним из лидеров в области подобных проектов стала Великобритания. В этой стране большинство видов крупных животных были истреблены несколько столетий назад, однако в последние десятилетия благодаря усилиям экологов некоторым из них удалось вернуться. Например, здесь появилось несколько популяций обыкновенных бобров (Castor fiber), а в обозримом будущем к ним могут присоединиться рыси (Lynx lynx) и даже зубры (Bison bonasus) (последние заменят степных бизонов (B. priscus), которые жили на территории Великобритании еще шесть тысяч лет назад). Постепенно в страну возвращаются и крупные птицы: небольшая популяция дроф (Otis tarda) здесь уже существует, кроме того, в планах реинтродуцировать вымерших во времена Римской империи кудрявых пеликанов (Pelecanus crispus).

Еще одна птица, которой удалось заселить Великобританию после долгого отсутствия, — серый журавль (Grus grus). Несмотря на то, что в Северной Евразии этот вид остается многочисленным и широко распространенным, британская популяция исчезла в XVII веке из-за охоты и уничтожения пригодных для них болотистых местообитаний. В 1979 году несколько особей, прибывших из континентальной Европы, загнездились в графстве Норфолк на востоке Англии. Чтобы помочь виду закрепиться в стране, специалисты развернули программу по восстановлению торфяных болот.

К сожалению, несмотря на все усилия орнитологов, популяция журавлей росла слишком медленно и за несколько десятилетий достигла всего двадцати особей. Это заставило сотрудников природоохранных организаций RSPB, Wildfowl and Wetlands Trust и Pensthorpe Conservation Trust действовать более агрессивно. Начиная с 2010 года они начали выпускать в природу молодых журавлей, выращенных в неволе из яиц, собранных в Германии. Вскоре проект стал приносить плоды. Численность редких птиц увеличилась (по оценкам орнитологов, больше половины британских журавлят, вставших на крыло начиная с 1980 года, сделали это в период с 2015 года), а их ареал расширился: теперь они гнездятся не только в Норфолке, но и в других областях Англии, в Уэльсе (с 2016 года) и в Шотландии (с 2012 года).

В 2020 году проект по возвращению серых журавлей в Великобританию преодолел рекордную отметку: учеты орнитологов показали, что в стране обитает более двухсот особей этого вида (около 85 процентов из них — на охраняемых территориях). Среди них 64 размножающиеся пары, которые в минувшем году вывели 23 птенца. Так много диких журавлей в Великобритании не было со времен Шекспира.

По словам специалистов, успех программы обусловлен как работами по восстановлению и защите водно-болотных угодий, так и реинтродукцией. Чтобы закрепить его, орнитологи предлагают взять под более строгую защиту подходящие для журавлей местообитания. Это не только поможет птицам естественным образом расселиться по Великобритании, но и обеспечит защиту множеству других видов, а также поможет болотным экосистемам выполнять такие функции, как защита окрестностей от наводнений и удержание углерода.

К сожалению, далеко не все проекты по реинтродукции редких птиц столь же успешны. Например, вторая попытка орнитологов вернуть на Гавайи вымерших в дикой природе эндемичных ворон (Corvus hawaiiensis) закончилась неудачей. Хотя выпущенные в заповеднике птицы неплохо себя чувствовали на протяжении нескольких лет, из-за возросшей смертности специалисты приняли решение поймать оставшихся на свободе особей и вернуть их в неволю.

Врачи извлекли из мозга австралийки паразитического червя питонов