Редчайшие золотистобрюхие травяные попугайчики, которые гнездятся на юго-западе Тасмании, а зимуют в континентальной Австралии, вывели в этом году рекордное число птенцов, сообщается на страничке проекта Orange-bellied Parrot Tasmanian Program в фейсбуке. В общей сложности специалисты насчитали в гнездах более девяноста молодых попугаев, причем семь из из них — в двух гнездах, которые расположены за пределами привычного места размножения вида. Этот результат особенно вдохновляет, если учесть, что еще несколько лет назад вся дикая популяция не превышала пятнадцати птиц. Увеличить ее удалось за счет выпуска в природу выведенных в неволе особей.
Австралия — настоящая страна попугаев. Даже в центрах крупных городов живут какаду и лорикеты, а вдали от человеческих поселений можно встретить многотысячные стаи волнистых попугайчиков. Однако далеко не все австралийские попугаи столь обычны. Из-за уничтожения природных экосистем и распространения чужеродных хищников, например, кошек, некоторые их виды оказались на грани вымирания или вовсе исчезли.
Один из таких редких видов — золотистобрюхий травяной попугайчик (Neophema chrysogaster), один из немногих в мире перелетных попугаев. Гнездится он в разреженных эвкалиптовых лесах Тасмании, а южную зиму проводит среди кустарников, на пастбищах и солончаках в материковой Австралии. Когда-то золотистобрюхие травяные попугайчики были довольно обычными, однако по мере того, как люди разрушали их среду обитания, в первую очередь в зимовочной части ареала, численность их начала падать. По оценкам орнитологов, к 2010 году в дикой природе осталось менее 50 особей, а к 2017 — менее 15. Все они гнездились в единственном месте — регионе Мелалейка на юго-западе Тасмании.
Программа сохранения вида, которая стартовала еще в 1980 годы и включала охрану местообитаний и развешивание дуплянок для попугайчиков, долгое время не давала результатов. Тем не менее, специалистам удалось создать в зоопарках и питомниках страховочную популяцию из более чем 350 птиц. В последние годы молодых особей, которые появились на свет в неволе, начали выпускать в местах гнездования диких попугайчиков с целью увеличить численность вида. Хотя большинству их них удавалось добраться до мест зимовки в континентальной Австралии, к местам размножения возвращались лишь немногие. Кроме того, успех размножения выращенных в неволе попугайчиков оказался ниже, чем у их диких сородичей.
Несмотря на мрачные перспективы, орнитологи продолжали работу над проектом. В частности, они увеличили количество выпускаемых в дикую природу молодых особей (часть из них теперь внедряют в дикую популяцию на местах зимовки). И, кажется, это упорство начало приносить плоды. Последние несколько сезонов размножения оказались для золотистобрюхих травянистых попугайчиков довольно продуктивными, а их численность немного выросла. По оценкам специалистов, к апрелю 2020 года дикая популяция превысила сотню особей.
Ученые надеялись, что сезон размножения 2020-2021 годов также станет удачным для попугайчиков, однако предварительные оценки, превзошли их самые смелые ожидания. В конце прошлого года в Мелалейку вернулось 76 особей, а к двадцатому января специалисты насчитали 88 птенцов в 27 гнездах — рекордно высокая цифра с 1994 года, когда успех размножения вида начали оценивать на регулярной основе. Некоторые яйца еще не проклюнулись, так что окончательное количество птенцов может оказаться даже выше.
Более того, впервые за долгое время золотистобрюхие травяные попугайчики загнездились за пределами Мелалейки. В регионе Нью-Харбор, который расположен в пяти километрах от нее, ученые обнаружили два гнезда этих птиц с семью птенцами. Здесь дуплянки установили еще около десяти лет назад, однако попугаи заселили их только сейчас. Это первый признак того, что популяция не только увеличивается, но и расширяет гнездовой ареал.
Новые данные дают надежду, что редчайших попугайчиков все-таки удастся спасти. Специалисты не намерены останавливаться на достигнутом и продолжат выпуск выведенных в питомниках и зоопарках особей для пополнения дикой популяции. По планам, до начала миграции вида на континент к ней присоединятся около 50 молодых птиц, рожденных в неволе.
Желтобрюхий попугайчик (Pezoporus flaviventris), обитающий на западе Австралии, почти такой же редкий, как и золотистобрюхий травяной: в природе осталось всего около 150 особей. Работу ученых по спасению вида осложняет его скрытный образ жизни. Чтобы понаблюдать за этими птицами, приходится использовать современные технологии, например, фотоловушки. Недавно специалисты сообщили, что установленная в местах обитания вида автоматическая камера после семи лет работы наконец запечатлела редчайшего попугая.
Сергей Коленов
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.