Самцы пегих певунов на зимовке вынудили самок кормиться ближе к земле

Самцы и самки пегих певунов, североамериканских певчих птиц из семейства древесниц, зимуют в одних и тех же местах, однако кормятся на разных ярусах растительности. Исследование, проведенное на Ямайке, показало, что самки в основном ищут насекомых в подлеске, а самцы — в средней и верхней частях крон, где пищи больше и она доступнее. Как отмечается в статье для журнала The Auk, скорее всего, более крупные и агрессивные самцы просто вытесняют самок с лучших участков для поиска корма, что отрицательно сказывается на их физическом состоянии.

Во время миграций и на зимовке самцы и самки некоторых перелетных птиц держатся порознь. Например, самцы рыжих колибри (Selasphorus rufus), отправляются на юг раньше самок и летят восточнее их. Предполагается, что такое разделение позволяет представителям разных полов не конкурировать между собой за цветочный нектар. У других видов, например, горихвостковых древесниц (Setophaga ruticilla), самцы и самки зимуют в одних и тех же районах, но выбирают разные местообитания. Ученые пока не знают, как достигается такая сегрегация: либо она связана с врожденными предпочтениями, либо более крупные и сильные самцы просто вытесняют самок с лучших участков для поиска корма (возможно, частично верны оба предположения).

Команда орнитологов во главе с Натаном Купером (Nathan W Cooper) из Смитсоновского института природоохранной биологии решила разобраться в этом вопросе на примере пегих певунов (Mniotilta varia) (альтернативное русское название — пищуховая древесница). Эти насекомоядные воробьиные птицы из семейства древесниц (Parulidae) гнездятся в лесах на севере и востоке Северной Америки, а зимуют во Флориде, на островах Карибского моря, а также в Центральной и на севере Южной Америки.

С 2008 по 2017 год исследователи наблюдали за поведением пегих певунов, зимующих в кустарниковых зарослях и мангровых лесах на юге Ямайки. Они ежегодно отлавливали птиц с помощью сетей, определяли их пол и физическое состояние, после чего, пометив индивидуальными цветными кольцами, отпускали. Затем орнитологи раз в несколько дней проводили учеты, в ходе которых определяли предпочитаемые места кормления отдельных особей и фиксировали взаимодействия между ними, например, конфликты за территорию.

В марте-апреле 2010 года привычки помеченных певунов изучили более пристально. Авторы по четыре часа в день после восхода солнца отслеживали перемещения десяти самок и одиннадцати самцов среди кустарников и девяти самок и девяти самцов в мангровом лесу. Орнитологов особенно интересовали методы добычи корма, а также высота, на которой держались птицы. В 2009-2010 годах исследователи также оценили, насколько территориальны пегие певуны на зимовке. Для этого им проигрывали голоса сородичей и оценивали реакцию.

За годы работы Купер и его коллеги поймали среди кустарниковых зарослей достоверно больше пегих певунов, чем в мангровом лесу (236 особей против 154 особей). При этом достоверных различий в выборе местообитаний между самцами и самками обнаружить не удалось. Интересно, что территории самок были обширнее, как в кустарниках, так и в лесу, однако они не пытались защищать их, когда слышали голоса сородичей, проигранные учеными. Напротив, 83 процента самцов, услышавших эти записи, агрессивно атаковали предполагаемого захватчика.

Наблюдая за кормовым поведением птиц, авторы обнаружили, что самцы и самки певунов ловят насекомых на разной высоте. И в кустарниковых зарослях, и в мангровом лесу большинство самок искали пищу в подлеске и реже — в средней части крон (в верхней части крон они почти не появлялись). В верхних и средних частях крон намного чаще охотились самцы.

Судя по всему, в нижних ярусах растительности пегим певунам труднее найти корм высокого качества. На это указывает тот факт, что отловленные самки, которые в основном кормились здесь, весили меньше самцов и были в худшей физической форме (кроме того, состояние особей обоих полов в мангровых зарослях было лучше, чем у их сородичей среди кустарников). При этом самцы чувствовали себя намного лучше — вероятно, за счет доступа к более обильной, доступной и качественной пище.

Пока не до конца ясно, является ли высотная сегрегация у певунов врожденной или же самцы вытесняют самок из верхних и средних частей крон. В пользу второй гипотезы есть несколько аргументов. Самцы пегих певунов крупнее самок и намного агрессивнее защищают кормовые участки; кроме того, исследователи зафиксировали десять случаев, когда самцы прогоняли самок со своей территории, но ни одного случая, когда самки прогоняли самцов. С идеей доминирования самцов согласуется и тот факт, что на протяжении зимы они сохраняли лучшую физическую форму. Однако авторы признают: чтобы окончательно подтвердить данную гипотезу, нужны дополнительные исследования, например, эксперименты по удалению самцов с определенных участков.

У родственных пегим певунам капюшонных вильсоний (Setophaga citrina) конфликт полов начинается еще во время выкармливания потомства. У этого вида самцы линяют на две недели раньше самок и ради этого порой даже бросают гнезда с птенцами. Однако недавнее исследование показало, что самки отлично справляются с выкармливанием птенцов и в одиночку.

Птицы научились использовать лапы вместо рук благодаря древесному образу жизни предков