Сроки и маршруты миграции рыжих колибри оказались связаны с полом и возрастом

Сроки и пути осенней миграции рыжих колибри, гнездящихся на северо-востоке Северной Америки, зависят от пола и возраста, выяснили орнитологи. Самцы отправляются на юг раньше всего и используют самый восточный маршрут. Самки начинают миграцию вслед за ними и летят немного западнее. Последними к местам зимовки стартуют молодые птицы — они придерживаются самого западного пути. Как отмечается в статье для журнала Avian Conservation & Ecology, такое распределение позволяет колибри меньше конкурировать между собой за цветы, нектаром которых они питаются во время перелетов. Результаты исследования лягут в основу новых мер по охране этого вида, численность которого сокращается тревожными темпами.

Колибри ассоциируются с тропиками, однако некоторые виды этих птиц успешно заселили области с умеренным климатом. Дальше всего на север проникли рыжие колибри (Selasphorus rufus), которые гнездятся на западе Северной Америки от северной Калифорнии до Аляски (отдельные особи иногда даже залетают в Россию). Зиму рыжие колибри проводят в Мексике и на юге США. Чтобы попасть сюда, им приходится преодолеть более 6000 километров — огромное расстояние для птицы весом менее четырех граммов.

К сожалению, в последние годы рыжих колибри становится все меньше. Возможно, причина в чрезмерном использовании пестицидов, из-за которых сокращается численность насекомых, необходимых этим птицам для выкармливания потомства. Согласно другой гипотезе, из-за глобального потепления северные цветы распускаются раньше, чем колибри возвращаются к местам гнездования, так что птицам не хватает нектара.

Чтобы выяснить истинную причину проблемы и помочь рыжим колибри выжить, необходимо больше узнать об их миграциях. Изучением этого вопроса занялась команда специалистов во главе с Жозе Руссо (Josée S. Rousseau) из Университета штата Орегон.

Предыдущие наблюдения показывают, что взрослые самцы рыжих колибри отправляются на зимовку уже в конце июня. Они могут себе это позволить, поскольку не участвуют в уходе за потомством. За самцами следуют самки, а последними места гнездования покидают подросшие птенцы этого года. Во время миграций колибри питаются нектаром, и исследователи предположили, что маршруты отдельных половых и возрастных групп будут различаться в зависимости от доступности цветов.

Для проверки данной гипотезы орнитологи объединили данные о встречах колибри на станциях кольцевания в Канаде, США и Мексике. В общей сложности в их базу попало почти 29 тысяч записей, сделанных с 1998 по 2013 годы.

Анализ собранной информации показал, что пути осенней миграции рыжих колибри действительно сильно зависят от их пола и возраста. Маршрут молодых особей сдвинут к западу, взрослых самцов — к востоку, а взрослые самки летят примерно посередине между ними. С географической точки зрения молодежь предпочитает лететь через Калифорнию, а взрослые птицы — через Скалистые горы.

Также были обнаружены различия в сроках миграции. Орнитологи подтвердили, что взрослые самцы действительно отправляются к югу раньше самок и молодых особей — в среднем на 1,56 и 2,94 недели соответственно. В места зимовки они также прибывают раньше, опережая взрослые самок на 1,94 недели и молодых особей — на 4,19 недели. В свою очередь, взрослые самки прекращают миграцию на две недели раньше молодежи. А вот средняя скорость миграции примерно одинакова у представителей всех половых и возрастных групп и составляет примерно 38,5 километров в сутки.

Авторы полагают, что, используя разные маршруты и отправляясь на зимовку в разное время, самцы и самки рыжих колибри снижают конкуренцию за кормовые ресурсы и успевают к пику цветения растений в разных точках по пути на юг. А перелет через Калифорнию, вероятно, повышает шансы молодых птиц на выживание: хотя этот путь и длиннее, растительность на нем встречается чаще.

Будущие исследования должны выявить, с какими трудностями сталкиваются представители отдельных половозрастных групп рыжих колибри во время осенней миграции и как это сказывается на их выживаемости. В результате можно будет принять эффективные решения для защиты этих птиц на локальном уровне.

Некоторые колибри живут высоко в горах — например, эквадорские ореады (Oreotrochilus chimborazo), которые гнездятся в Андах на высоте от 3500 до 5200 метров. Здесь постоянно шумит ветер и гремят ручьи, так что самцам приходится исполнять сложную песню частотой 13,4 килогерца. Согласно новому исследованию, сородичи действительно могут воспринимать звуки такой частоты, рекордной для птиц.

Более 2000 белых носорогов выпустят по всей Африке