Страх, грусть, радость и нежность, вызываемые музыкой, имеют нейронные репрезентации в слуховой и моторной коре, но не связаны со специфическими эмоциональными центрами в лимбической системе и центрами управления и подкрепления в лобных долях. Хотя эти области в первую очередь связывают с регуляцией и управлением всеми эмоциями вне зависимости от причин, которые вызвали их. Статья опубликована в журнале Cerebral Cortex.
Выживанию помогают врожденные эмоции или так называемые базовые эмоции. Выделяют шесть видов базовых эмоций: гнев (злость), печаль (грусть), отвращение, страх, удивление и радость. Они универсальны: встречаются у всех людей вне зависимости от их культуры, расы, географического положения, и их сопровождают одинаковые паттерны физиологических, мимических и поведенческих реакций. Например, страх вызывает резкий выброс адреналина, расширение глаз, напряжение челюсти и побег от угрозы или ступор перед ней у людей во всем мире.
Но и музыка способна вызывать переживания, которые схожи с базовыми эмоциями, или, по крайней мере, люди их называют также. И некоторые ученые предполагают, что эмоции от музыки активируют те же области мозга, что и все прочие эмоциональные состояния, включая базовые эмоции: структуры лимбической системы (миндалевидное тело, таламус, полосатое тело, передняя поясная извилина), а также островок и центры управления и подкрепления в медиальной лобной и орбитофронтальной коре. Тем не менее, имеющихся данных недостаточно для окончательных выводов.
Веса Путкинен (Vesa Putkinen) из Университета Турку и его коллеги сравнили активность мозга при переживании базовых и эмоций от музыки у 102 человек, половина из которых не имели никакого музыкального образования. Во время МРТ участники прослушали 18 незнакомых инструментальных отрывков по 45 секунд из саундтреков и посмотрели 96 видеоклипов по 12,5 секунд из фильмов на английском языке. Используемые наборы стимулов ученые взяли из предшествующих исследований, которые показали их эффективность в формировании эмоционального ответа.
Видеоролики содержали эмоциональные и нейтральные сцены и должны были провоцировать возникновение базовых эмоций. Эмоциональные сцены — это, к примеру, эпизоды с плачем или смехом, а на нейтральных фрагментах были люди в спокойном состоянии, предметы, пейзажи.
Страх, печаль, радость и нежность в литературе часто описываются как эмоции, связанные с музыкой, поэтому музыкальные фрагменты должны были вызвать одну из них. После сканера испытуемые по шкале от 1 — очень слабый до 10 — чрезвычайно сильный оценили интенсивность страха, печали, радости и нежности в ответ на каждый музыкальный фрагмент. Все композиции получили наивысший рейтинг по эмоции, на которую были нацелены (p < 0,001).
Далее ученые отследили реакцию мозга на каждую «музыкальную» эмоцию и создали мозговую суммарную карту этих эмоций. Другими словами, показали, какие зоны мозга активируются при прослушивании разной музыки, и где активность интенсивнее. Чем интенсивнее работает зона, тем больше категорий эмоций она обрабатывает. Аналогичная карта была создана и для базовых эмоций. Как и ожидалось, ученые обнаружили, что базовые эмоции активировали, в основном, специфичные эмоциональные зоны, которые перечислены выше (p < 0,05).
А затем, использовав многомерный анализ паттернов мозга (MVPA), исследователи выяснили, что наиболее важными зонами для обработки «музыкальных» эмоций являются двухсторонняя слуховая кора и прецентральная извилина, обеспечивающая моторные функции (p < 0,001). И только эти зоны активировались при переживании всех четырех эмоций: страха, счастья, грусти и нежности (p < 0,05).
Таким образом, страх, счастье, грусть и нежность, вызванные музыкой, имеют нейронные репрезентации в слуховой и моторной коре, что отличает их от базовых эмоций, которые представлены в структурах лимбической системы, а также в островке, медиальной лобной и орбитофронтальной коре. Но авторы отмечают, что их выводы очень ограничены: предыдущие исследования показали, что знакомая музыка вызывает более сильные эмоции и более сильный ответ мозга, и, вероятно, использование незнакомой музыки могло снизить эмоциональные реакции и активацию соответствующих мозговых структур. А использовалась незнакомая музыка, так как авторы считали, что так минимизируют влияние личного опыта и воспоминаний.
Эффект, который музыка оказывает на эмоциональное состояние человека, немецкие ученые решили использовать для снижения послеоперационной боли — и у них это получилось. Но помимо музыки пациенты еще слушали успокаивающие слова.
Екатерина Рощина
Это свидетельствует о более низком пороге интерорецепции
Слепые люди в эксперименте смогли точнее подсчитать число ударов собственного сердца по сравнению со здоровыми добровольцами. Этот эксперимент показывает, что снижение порога восприятия у слепых людей наблюдается не только для других органов чувств, но и для ощущения внутренних органов. Исследование опубликовано в Journal of Experimental Psychology: General.