В случае, если у домашней козы есть выбор между угощением в свободном доступе и угощением, ради которого нужно немного потрудиться, она может выбрать и тот, и другой вариант. Это выяснили швейцарские ученые, которые следили за выбором 27 карликовых и 30 молочных коз: каждая из них могла получить угощение либо из открытого, либо из закрытого окошка. Все козы открывали закрытое окошко минимум один раз и выбирали его с вероятностью до 53 процентов. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
Задача животного в естественной среде обитания — добыть необходимые для жизни ресурсы, потратив на это как можно меньше энергии. При этом в ситуации, когда есть выбор между уже доступной едой и едой, которую надо добыть, животное зачастую отдает предпочтение второй опции. Такую ситуацию принято называть «феноменом поиска трудностей» (англ. contrafreeloading — буквально «против халявы»), и впервые его описал психолог Глен Дженсен (Glen Jensen) в 1963 году: в эксперименте на крысах он показал, что животные предпочитают добывать угощение, нажимая на педаль, а не питаться из открытой кормушки, стоящей рядом.
Объяснений у этого феномена несколько. С одной стороны, поиск трудностей объясняется проспективным мышлением: животное, зная, что пища не всегда доступна в неограниченном количестве, выбирают учиться ее добывать. С другой стороны, это позволяет животному контролировать поиск и получение ресурсов: успешное выполнение задачи в конечном итоге позволяет животному понять, что пищу он добыл самостоятельно, и оценить собственные силы для дальнейших поисков.
Предпочтение к пище, которую надо добыть, кроме крыс демонстрируют также некоторые птицы (например, скворцовые), а также многие одомашненные животные, в частности — свиньи и коровы. Катрина Розенбергер (Katrina Rosenberger) из Бернского университета и ее коллеги решили проверить, какую опцию будут выбирать домашние козы, и от чего может зависеть их выбор. В частности, ученые сосредоточились на двух породах коз: молочных, выведенных специально для производства молока, и нигерийских карликовых коз, которых изначально вывели в качестве домашних животных (для производства молока их начали использовать только недавно — и делают это очень редко).
Всего в исследовании приняли участие 27 карликовых коз и 30 молочных: каждое животное отдельно запускали в комнату и ставили напротив двери с двумя окошками, за которой сидел экспериментатор с блюдцем с угощением. Одна из дверец всегда была открыта, а другая — всегда закрыта, но открыть ее было довольно легко: для этого нужно было просто отодвинуть дверцу. Перед началом эксперимента животные в течение трех дней привыкали к площадке и научились открывать дверцы.
Каждая коза поучаствовала в эксперименте по десять раз: ученые записывали, к какой дверце подходила коза, а также сколько времени она будет решать, куда идти. Три козы согласились участвовать меньше чем в половине попыток, а одна отказалась от участие вообще — их из итоговой выборки исключили. Все оставшиеся 53 козы как минимум по разу подходили к закрытой дверце, чтобы достать оттуда угощение.
Вероятность выбора закрытой двери во время первой попытки для карликовых коз составила 30 процентов, а для молочных коз — 43 процента. При этом со временем карликовые козы все чаще выбирали закрытую дверь, и к последней попытке вероятность выбора возросла до 53 процентов. Молочные козы также быстрее делали выбор в пользу закрытой двери и быстрее к ней подходили.
Ученые пришли к выводу, что обе породы домашних коз подтверждают существование феномена поиска трудностей: и те, и другие козы часто открывать дверцу, чтобы получить угощение, а не брать его в свободном доступе. При этом разница между породами все равно есть: карликовые козы начинали открывать дверцу чаще с течением времени. Исследователи объясняют это тем, что две породы выводили с разными целями, и это могло повлиять на уровень стресса, ассоциированного с добычей пищи.
А еще козы хорошо умеют считывать невербальные сигналы человека: следовать в указанном жестом направлении и даже считывать эмоции.
Елизавета Ивтушок
Теперь рептилий будут охранять, а не истреблять
Герпетологи выяснили, что черные игуаны из популяции, обитающей на острове Кларион в составе принадлежащего Мексике архипелага Ревилья-Хихедо, не были завезены сюда людьми во второй половине XX века, как считалось раньше. Генетический анализ показал, что эти ящерицы колонизировали остров самостоятельно около 425 тысяч лет назад, вероятно, доплыв сюда на растительном плоту. Таким образом, черные игуаны не являются на Кларионе инвазивными — а значит, их нужно не истреблять для защиты местной флоры и фауны, как это пытается сделать мексиканское правительство с 2002 года, а охранять. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ecology and Evolution.