Красные белки, территориальные грызуны родом из Северной Америки, живут дольше и оставляют больше потомства, если владельцы соседних участков не меняются на протяжении длительного времени. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав результаты наблюдений за этим видом в течение двадцати двух лет. По мнению исследователей, если хозяева соседних территорий давно знакомы друг с другом, они реже вступают в конфликты и тратят меньше времени и энергии на защиту границ. Это позволяет перенаправить ресурсы на кормление или поиск партнеров для размножения. Результаты работы опубликованы в статье для журнала Current Biology.
Территориальные животные вынуждены тратить много времени и энергии, защищая границы своих участков от конкурентов. Однако если владельцы соседних территорий давно знакомы друг с другом, между ними выстраиваются своеобразные социальные отношения, которые позволяют быстрее разрешать конфликты и тратить меньше ресурсов на взаимную агрессию. Исследователи называют это явление эффектом близкого врага.
Предполагается, что хорошие взаимоотношения с соседями повышают качество жизни территориальных видов и даже удлиняют ее продолжительность. Чтобы выяснить, так ли это, команда исследователей во главе с Эрин Сиракузой (Erin R. Siracusa) из Эксетерского университета проанализировала данные о поведении 1009 красных белок (Tamiasciurus hudsonicus), собранные с 1994 по 2015 год на юго-западе канадской территории Юкон.
Данный вид грызунов отличается высокой территориальностью: самцы и самки в течение всего года удерживают постоянные территории, отгоняя конкурентов с помощью особых звуковых сигналов. При этом молодые особи не уходят далеко от места рождения и нередко наследуют территории своих матерей, поэтому владельцы соседних участков могут быть близкими родственниками.
Целью Сиракузы и ее коллег было понять, как добрососедские отношения влияют на репродуктивный успех и выживаемость красных белок. Особенно их интересовало, как они сказываются на особях, достигших пожилого возраста, то есть четырех лет и больше.
Анализ показал, что в течение двадцатидвухлетнего периода у каждой красной белки в исследованной местности было в среднем тринадцать соседей (под ними в данном случае понимали особей, которые жили на расстоянии 130 метров друг от друга). При этом среднее время, на протяжении которого владельцы участков соседствовали друг с другом, составило 191 день (минимум – ноль дней, а максимум – 1186 дней). Коэффициент родства (его определяли с помощью анализа ДНК и наблюдения за детенышами) на этот показатель не влиял.
Авторы не нашли доказательств, что степень родства соседствующих особей сказывается на их выживаемости и репродуктивном успехе. Напротив, долгие взаимоотношения с соседями положительно коррелируют с выживаемостью самцов и самок (p=0,005) и количеством произведенных на свет детенышей (p=0,04).
Особенно ярко этот эффект проявляется у белок старше четырех лет. У них долгое соседство с одними и теми же особями повышает выживаемость (p<0,001) и репродуктивный успех (p=0,008) даже в больше степени, чем у их молодых сородичей. По словам авторов, когда четырехлетняя белка стареет на год, ее шансы выжить снижаются с 68 до 59 процентов. Однако если все ее соседи остаются на месте, то вероятность прожить еще один год, напротив, возрастает до 74 процентов. Таким образом, стабильное окружение компенсирует негативный эффект старения. К сожалению, лишь небольшой процент особей доживает до солидного возраста и может воспользоваться этими преимуществами.
Предыдущие исследования в данной популяции красных белок показали, что долгие взаимоотношения с соседями снижают риск воровства запасов и вторжения на территорию. По мнению авторов, со временем особи с соприкасающихся участков заключают неформальный «пакт о ненападении», благодаря чему тратят меньше времени на их защиту. Это позволяет сэкономить ресурсы, что благоприятно сказывается на выживаемости и размножении. Например, как показали дополнительные расчеты, если самцы меньше озабочены охраной территории, они лучше питаются и могут позволить себе более дальние путешествия для поиска самок. В результате они оставляют больше потомства.
Возможно, существуют и другие механизмы, благодаря которым долгие взаимоотношения с соседями облегчают жизнь красных белок. В частности, знакомые особи могут предупреждать друг друга о нападениях хищников и объединяться в коалиции против чужаков. Эти идеи исследователям еще предстоит протестировать.
Белки могут извлекать выгоду из соседства не только с сородичами, но и с представителями других видов. Например, серые белки (Sciurus carolinensis) ведут себя спокойнее, если слышат пение птиц, ведь оно позволяет им понять, что рядом нет хищников.
Сергей Коленов
Это напоминает игровое поведение
Исследователи из Германии поместили дрозофил в арену с вращающимся диском и обнаружили, что небольшая часть мух проводит на этом диске какое-то время и, возможно, получает удовольствие от вращения. Такое поведение очень похоже на игровое, однако его нейронные корреляты еще предстоит изучить. Препринт опубликован на bioRxiv.org. Люди и нечеловеческие животные любят играть. Причем не только млекопитающие: игровое поведение замечали у птиц, гекконов и даже рыб. Игровое поведение отличается от любого другого: оно должно не иметь отношения к выживанию, быть произвольным и преднамеренным, повторяющимся, но не стереотипным, и происходить не в условиях стресса. Не так давно исследователи обнаружили, что играют даже беспозвоночные — шмели без всякой практичной цели катали деревянные шарики, а у бумажных ос и пауков замечали социальную игру. Однако игра беспозвоночных, которую ученым удалось зафиксировать, была ограничена взаимодействием с сородичами или предметами. Теперь Тельман Трифон (Tillman Triphan) и Вольф Хюттерот (Wolf Huetteroth) из Лейпцигского университета обнаружили, что плодовые мушки дрозофилы (Drosophila melanogaster) не прочь покрутиться на вращающемся диске. И это уже другой тип игры, если такое поведение все-таки можно назвать игрой. Самцов дрозофил (112 штук) поместили в экспериментальную арену, где у них был свободный доступ к пище и постоянно вращающийся диск на уровне пола. Мухи могли запрыгивать на этот диск или, наоборот, избегать его, или же игнорировать. Контрольных мух (194 штуки) в свою очередь поместили в такую же арену, где диск не вращался. Несколько дней за мухами наблюдали, не вмешиваясь. Поскольку дрозофилы могли сами решать, залезать на диск или нет, это отличалось от вынужденного пассивного движения, которое вызывает у мух стресс. Большинство дрозофил (60 штук) проигнорировало вращающийся диск — они не избегали его, но и не выражали большого интереса. Еще 18 дрозофил избегали вращающегося диска и большую часть времени провели за едой. Однако общая продолжительность времени, которое мухи провели на диске, было выше, когда диск вращался. Небольшое подмножество мух (10 штук) более 5 процентов времени сидело на диске и чаще возвращались на него, если покидали. Тогда исследователи поместили на арену два диска, которые вращались попеременно по 5 минут. В итоге 33 мухи, которые проводили больше времени на диске в прошлом испытании, здесь перемещались с диска на диск — чтобы покрутиться. То есть они намеренно и неоднократно садились на крутящийся диск, и, таким образом, стало ясно, что вращение им нравится. Возможно, такое вращение каким-то образом улучшает проприорецепцию дрозофил (то есть чувство собственного тела) и сенсомоторный контроль. Однако требуются дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какая нейронная активность за этим стоит. Недавно ученые Великобритании обнаружили, что некоторые обезьяны кружатся на веревках до головокружения — и, видимо, получают от этого удовольствие.