Обучение через наказание вызвало у собак стресс

giphy

Португальские ученые выяснили, что использование наказания как основного стимула при обучении собак негативно сказывается на уровне их стресса: они ведут себя более напряженно, реже проявляют радость, а уровень кортизола в их слюне после занятий по дрессировке выше. При этом негативно на собаках может сказаться и сравнительно небольшое количество наказаний вперемешку с подкреплением. Статья опубликована в журнале PLOS One.

При дрессировке собак очень важно использовать стимул, который будет полезен в их стремлении к обучению. Стимулы, при этом, могут быть разными, но условно их можно разделить на два: подкрепление и наказание. В первом случае требуемое от собак поведение награждается, например, угощением; при непослушании, в свою очередь, подкрепляющий стимул забирается. Во втором случае больше внимания уделяется условно «плохому» поведению: когда собака не слушается, ее могут наказать, а если ведет себя хорошо — не наказывать.

Исследования показывают, что позитивное подкрепление в обучении собак намного эффективнее, при этом наказание все равно продолжают использовать, хотя это и может негативно сказаться на самих питомцах. Ана Катарина Вейра де Кастро (Ana Catarina Vieira de Castro) из Университета Порту и ее коллеги решили подробнее изучить влияние методов дрессировки на самочувствие собак и связались с семью дневными центрами дрессировки, в трех из которых использовали позитивное подкрепление, в двух — позитивное подкрепление с элементами наказания, а еще в двух — преимущественно наказание.

Собак, обучавшихся в центрах (каждый питомец посещал занятия минимум месяц), разделили на три группы — в зависимости от того, какой метод в их обучении использовался: в первую группу попали 42 собаки, во вторую — 22 собаки, а в третью — 28 собак. Каждого питомца записывали на видео во время обучения (каждую — в три разных дня), а после — собирали образцы слюны (также образцы слюны собак попросили собрать их хозяев — в дни, когда питомцы не ходили на обучение и находились дома). 

После сбора данных исследователи проанализировали видео с собаками и отметили проявление разного поведения и условного эмоционального состояния. Для этого ученые наблюдали за ушами, хвостом, положением тела собак, их движениями, вокализацией, облизываниями и тем, как они дышат: например, если хвост собаки поджат, тело напряжено, а уши прижаты назад, то собака считалась напряженной, а если она прыгала и виляла хвостом — радостной и возбужденной. 

Ученые выяснили, что собаки, которых в центрах дрессировки наказывают (либо постоянно, либо немного), во время обучения чаще (p < 0,05) отворачиваются от дрессировщика, припадают к земле, трясутся, облизываются, зевают и скулят — то есть проявляют признаки напряжения и стресса. По общим подсчетам, среди собак, при обучении которых использовали преимущественно наказания, проявлений напряжения было больше всего — хотя и среди собак, которых наказывали хотя бы иногда, напряжение тоже был высоким. Также у собак из центров, где используется преимущественно наказание, уровень кортизола после обучения был значительно выше, чем у питомцев, обучавшихся в других центрах — даже тех, где наказания использовали иногда, но не часто.

Далее исследователи приступили ко второй фазе эксперимента: в ней приняли участие 79 собак из числа участников первой фазы. Во время эксперимента дрессировщик с собакой заходил в комнату, в противоположном конце которой справа и слева на большом расстоянии друг от друга стояли миски: в одну из них (какую — неизвестно ни для собаки, ни для дрессировщика) заранее положили угощение. Когда дрессировщик отпускал собаку, она могла подойти к мискам и найти ту, в которой было угощение, после чего ситуация повторялась: так питомец мог выучить, в какой именно стороне ждать угощения.

После обучения собак выводили, а миски ставили на разном расстоянии от начальной позиции: либо ближе к той, в которой лежало угощение, либо в нее саму, либо по середине, либо в рядом с той, в которой не было угощения, либо так же — в ней самой. После этого собак выпускали к миске и считали время, за которое она к ней подойдет.

Как и предполагалось, все собаки дольше шли к миске с едой, если она находилась в том месте, где при обучении не было никакого угощения, и быстрее добирались до миски рядом с тем местом, где до этого получали угощение. При этом во всех случаях собаки, при обучении которых использовали преимущественно наказание, дольше остальных добирались до мисок в любом случае (p = 0,032). Это, по словам исследователей, указывает на то, что собаки, которых часто наказывали, были менее настроены на получение угощения и меньше других ждали его, когда информация о том, где именно лежит лакомство, была неочевидной.

Исследователи заключили, что использование наказания при обучении собак, причем даже в небольшом количестве, может негативно сказаться на самочувствии собак: их стресс будет выражаться как в поведении (они будут больше напряжены и менее радостны), так и на физиологическом уровне — уровень кортизола в их слюне будет выше. Так как стресс негативно сказывается на самочувствии, авторы отмечают, что чрезмерное использование наказания при обучении может ухудшить здоровье собаки — причем даже вне обучающей среды, дома.

Наказания — не единственное, что может влиять на уровень стресса собак: во многом на нем сказываются и сами хозяева. Так, в прошлом году ученые выяснили, что уровни кортизола у питомцев и их хозяев коррелируют — и с уровнем активности первых это не связано.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.