Корейские инженеры, занимающиеся созданием миниатюрных орнитоптеров, разработали для них крыло, которое имитирует особенности конструкции крыльев жуков-носорогов. Благодаря наличию подвижного узла, расположенного на передней кромке, и способности упруго сгибаться и распрямляться биомиметическое крыло позволяет смягчать удары о препятствия. Дрон с такими крыльями может продолжать стабильный полет и не падать даже в случае соударений кончиками крыльев с окружающими предметами, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
При полетах дронов в помещениях с большим количеством препятствий возрастает риск столкновений. Для того, чтобы защитить мульткоптеры, обычно используют различные системы противоударной защиты, которые предотвращают контакт роторов с предметами при столкновении. Например, британские инженеры создали бампер для квадрокоптера в виде кольцевой рамы, на внешней стороне которой расположены упругие элементы, сделанные с применением техники оригами. Эта конструкция призвана принимать на себя удары при возможных столкновениях мультироторного дрона с препятствиями и уменьшать влияние столкновений на траекторию полета. Однако подобные схемы защиты не подходят для орнитоптеров (махолетов), полет которых происходит за счет взмахов крыльев. Беспилотники такого типа обычно имеют миниатюрные размеры и громоздкие защитные конструкции значительно ухудшают их летные характеристики.
Пак Чхоль-Хун (Hoon Cheol Park) и Хоанг Ву Фан (Hoang Vu Phan) из южнокорейского Университета Конкук создали биомиметические крылья для орнитоптера, которые позволяют продолжать полет, даже если он задевает ими за препятствия. В качестве прототипа инженеры выбрали крылья жука-носорога вида Allomyrina dichotoma. Длина его крыльев в разложенном состоянии превышает длину тела, что связано с необходимостью создавать достаточную подъемную силу в полете. В состоянии покоя крылья сгибаются, переламываясь по передней кромке и образуя несколько складок, после чего располагаются вдоль брюшка насекомого, прикрываемые сверху жесткими пластинами надкрылий для защиты. Полное расправление крыльев в полете происходит за счет сил инерции и аэродинамических сил во время быстрых взмахов.
Исследователи провели серию наблюдений за полетами жуков через пространство с препятствиями в виде шестов. Выяснилось, что в ряде случаев соударение крыла с препятствием во время полета не приводит к падению насекомого. В таких случаях крыло благодаря своей способности частично изгибаться просто складывается и расправляется вновь при последующих взмахах после прохождения препятствия. Также при этом жук старается компенсировать изменение траектории движением лапок и изменением частоты взмахов правого и левого крыльев. Удары же в область крыла, расположенную за точкой сгиба ближе к телу насекомого, приводят к прерыванию полета и падению.
Способность крыла жуков-носорогов амортизировать удары за счет изгибания инженеры использовали при создании крыльев для орнитоптера. В качестве основы они использовали свою предыдущую разработку — бесхвостый орнитоптер KUBeetle-S. В движение крылья приводит один электромотор через двухступенчатый редуктор и трансмиссию, преобразующую вращательное движение мотора в периодические взмахи крыльев. Управление происходит с помощью трех сервомоторов, два из которых обеспечивают наклон платформы с крыльями и изменение вектора тяги, благодаря чему осуществляется управление по крену и тангажу, а третий используется для отклонения нижних кромок крыльев в противоположные стороны и управления по оси рысканья. Дрон оснащен гироскопом и акселерометром, а бортовая электроника управляется микроконтроллером ATmega328P-MU. В качестве источника питания использован литий-полимерный аккумулятор емкостью 70 миллиампер-часов. Масса аппарата составляет 17,8 грамм. В режиме висения частота махов крыльями равна 26 герцам с амплитудой 190 градусов.
Крылья созданы из полиимидной пленки, а «прожилки» в крыле, играющие роль каркаса и имитирующие конструкцию крыла насекомого, изготовлены из карбоновых трубок и полос из углеродных препрегов. Для создания упругого гибкого соединения на передней кромке инженеры использовали проволоку из никель-титанового сплава. Это соединение обеспечивает изгиб как в продольном, так и поперечном направлениях. Крыло имеет длину восемь сантиметров и площадь чуть больше 19 квадратных сантиметров при весе в 0,22 грамм, что составляет около 1,2 процента от общей массы дрона.
Испытания показали, что новые крылья орнитоптера, несмотря на снижение энергоэффективности из-за наличия дополнительного подвижного соединения в конструкции, создают достаточную подъемную силу для полета и зависания на месте. В экспериментах по соударению с препятствиями в полете дрон пролетал мимо вертикальных стержней, сталкиваясь с ними кончиками крыльев. Благодаря способности крыльев сгибаться аналогично крыльям жука-носорога удалось уменьшить возникающий при ударе концами крыльев дополнительный момент по оси рысканья на две трети в сравнении с негнущимся крылом. Это позволяет дрону возвращаться к стабильному полету после соударения, тогда как в случае с крылом без механизма сгибания такие удары приводят к падению орнитоптера. Также инженеры продемонстрировали способность орнитоптера со сгибаемым крылом пролетать между двумя препятствиями, ширина промежутка между которыми меньше, чем размах крыльев аппарата, что невозможно для махолетов с обычной конструкцией крыльев.
Для того чтобы повысить шансы на выживание летающих дронов в пространстве с большим количеством препятствий инженеры не только укрепляют и совершенствуют их конструкцию, но и оснащают эффективными алгоритмами. Например, американские инженеры использовали методы глубокого обучения для того, чтобы научить рой дронов прокладывать путь в захламленных помещениях, не сталкиваясь с окружением и друг с другом.
Андрей Фокин
И преодолели препятствие
Робототехническая компания Direct Drive Technology из Гонконга показала прототип модульного четвероногого робота D1 на колесах, который состоит из двух двуногих роботов. Двуногие модули способных функционировать независимо друг от друга, но при необходимости (например, для преодоления препятствия) способны собраться обратно в робособаку.