Британские инженеры создали защитную раму для дронов, представляющую собой вращающееся кольцо, имеющее оригами-конструкцию. Оно позволяет снизить ударную нагрузку на дрон во время столкновений с препятствиями, а также предотвращает последующее раскручивание аппарата вокруг вертикальной оси, рассказывают разработчики в журнале Science Robotics.
Поскольку дроны могут использоваться не только на большой высоте и открытых пространствах, но и, к примеру, в зданиях, их необходимо оснащать защитой от столкновений. В этой области можно выделить два основных подхода: механическая защита, которая в основном нацелена на защиту роторов, и активные системы отслеживания препятствий. Тем не менее, если дрон с такой защитой все же сталкивается с препятствием, его оборудование может подвергнуться сильной нагрузке, а если столкновение происходит под углом, дрон может сильно раскрутиться и потерять управляемость.
Группа инженеров под руководством Мирко Ковача (Mirko Kovac) из Имперского колледжа Лондона разработали новую защитную конструкцию, позволяющую частично решить обе эти проблемы. Она представляет собой круглую раму, соединяемую с нижней частью дрона четырьмя лучами. Большая часть рамы выполнена из относительно жесткого пластика.
Гашение удара происходит благодаря тому, что внешняя часть кольца представляет собой складываемую оригами-структуру типа Миура-ори. Благодаря специальному оригами-паттерну инженерам удалось превратить плоский лист достаточно жесткого полимера в объемную конструкцию, которая выступает в качестве амортизатора удара.
Другая конструктивная особенность заключается в том, что центральная жесткая часть рамы закреплена на дроне не статично, а через поворотный механизм. Благодаря этому при столкновении под углом сам дрон практически не приобретает крутящий момент и остается в стабильном положении, а вместо него вращается защитная рама.
Инженеры провели множество тестов, применяя различные конфигурации самого дрона (наличие оригами-кольца или зафиксированность защитной рамы относительно дрона) и поверхности с различной шероховатостью. Испытания показали, что при столкновении под прямым углом к поверхности оригами-структура снижает максимальную нагрузку на дрон на 30 процентов, а под другими углами снижение оказалось еще более высоким и достигало 38 процентов. Кроме того, инженеры показали, что отсутствие жесткого крепления рамы к дрону снижает угловую скорость вращения на 82 процента.
Как правило, разработчики защитных конструкций для дронов создают их для защиты окружающих людей от последствий столкновения с быстро вращающимися винтами. К примеру, недавно австралийские инженеры создали пластиковый контур, который вращается на том же роторе, что и винт, но превышает его по размеру. Благодаря тому, что при приближении к ротору человек сначала сталкивается с контуром, дрон успевает замедлить винты еще до того, как они столкнутся с рукой или другой частью тела человека.
Григорий Копиев
Он выдерживает температуру в 200 градусов Цельсия на протяжении 10 минут
Инженеры разработали термоустойчивый квадрокоптер FireDrone, он способен выдержать температуру в 200 градусов Цельсия в течение десяти минут. Это стало возможно благодаря тепловой защите на основе аэрогеля из полиимида, в которую заключены все внутренние компоненты дрона, включая электромоторы. Прототип оборудован инфракрасной камерой и термодатчиками, отслеживающими внутреннюю и внешнюю температуры. Благодаря устойчивости к высоким температурам дрон может пригодиться пожарным службам для разведки во время пожаров. Статья опубликована в журнале Advanced Intelligent Systems. Во время тушения пожаров пожарные службы отправляют на место происшествия разведывательные отряды, чтобы оценить ситуацию. Это создает риск для жизни и здоровья сотрудников спасательных служб, поэтому инженеры ищут возможность использовать для этой цели дроны, которые можно было бы отправить к источнику опасности вместо людей. С помощью беспилотников можно предварительно обследовать место происшествия и определить положение источников опасности, составить план местности и попытаться найти выживших. Однако для того, чтобы работать в непосредственной близости от источника высокой температуры, дрон должен обладать термозащитой. Инженеры под руководством Мирко Ковача (Mirko Kovač) из Имперского колледжа Лондона разработали прототип квадрокоптера FireDrone с термозащитой на основе армированного стеклотканью полиимидного аэрогеля — легкого пористого геля, который состоит в основном из воздушных полостей в полиимидной матрице с добавлением стекловолокна и силикатного аэрогеля. Благодаря этой защите дрон способен выдерживать температуру до 200 градусов Цельсия на протяжении десяти минут, при этом температура внутри корпуса не превышает 40 градусов. Помимо обычной RGB-камеры, дрон оборудован также камерой, снимающей в инфракрасном диапазоне для обнаружения источников высокой температуры, в условиях сильного задымления. Бортовая электроника один раз в секунду измеряет температуру снаружи и внутри термозащитного кожуха. Внутри дрона есть система охлаждения, которая построена на использовании эффекта понижения температуры при испарении сжиженного углекислого газа, который находится в картридже. При излишнем нагреве происходит открытие клапана и небольшие трубки распределяют газ для охлаждения внутренних компонентов. Термозащита дрона построена из плоских элементов толщиной 15 миллиметров, которые крепятся к раме из полиамида, образуя ромбокубооктаэдр. Корпус такой формы проще в изготовлении, чем корпус с изогнутыми элементами, при этом он имеет достаточный внутренний объем. Для отражения инфракрасного излучения от источников тепла снаружи дрон покрыт алюминиевой фольгой. Двигатели находятся в центральной части дрона, их вращение передается пропеллерам с помощью трансмиссии. Термозащиту разработчики испытали в тепловой камере, а также в тестовых полетах вблизи источников открытого пламени. Эти эксперименты подтвердили, что за счет тепловой изоляции с помощью аэрогеля и использования системы охлаждения удается значительно замедлить рост внутренней температуры. Кратковременно дрон способен выдержать температуру даже больше 1000 градусов, однако при этом начинают происходить структурные изменения корпуса за счет деформации аэрогеля. Для чистого полиимидного аэрогеля такая деформация наблюдается уже выше 200 градусов, но дополнительные армирующие добавки позволяют снизить этот эффект. Благодаря низкой теплопроводности дрон может использоваться также и при низких температурах. И если время работы дрона в условиях высокой температуры определяется размером резервуара с углекислым газом для системы охлаждения, то в случае полетов в условиях холода, внутренняя температура поддерживается на достаточном уровне за счет тепловыделения внутренних компонентов дрона. https://www.youtube.com/watch?v=pNp2T9Sx7xY Из множества существующих дронов, предназначенных для тушения пожаров с помощью воды или огнетушителей выделяется гексакоптер NIMBUS, разработанный специалистами из Университета Небраски-Линкольна. Вместо тушения уже разгоревшегося огня, он предназначен для создания новых контролируемых поджогов — одного из методов борьбы с пожарами. Для этого он оборудован системой сброса горящих шаров.