Новый каталог Gaia помог определить ускорение Солнечной системы

Опубликован третий каталог данных телескопа Gaia, содержащий информацию о 1,8 миллиарда звезд. Благодаря новым данным астрономы нашли свидетельства столкновения Млечного Пути с карликовой галактикой в прошлом, а также измерили ускорение Солнечной системы в направлении центра галактики, сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Космический телескоп Gaia, разработанный Европейским космическим агентством, был выведен на орбиту вокруг точки L2 в системе «Земля — Солнце» в декабре 2013 года. Его цель заключается в создании наиболее детализированной трехмерной карты Млечного Пути, а также поиска новых объектов, таких как астероиды, звездные скопления или экзопланеты. Обсерватория в ходе непрерывного сканирования неба в оптическом диапазоне определяет параллаксы и собственные и радиальные движения для более чем одного миллиарда звезд. Анализируя полученные данные, астрономы могут измерять расстояние до звезд и понимать их распределение в нашей галактике.

Первый каталог данных Gaia вышел в 2016 году, а в 2018 году был опубликован второй, содержащий данные об 1,3 миллиарда звезд. Теперь же астрономы опубликовали третий каталог данных (Gaia EDR3), который содержит информацию о положении и яркости уже 1,8 миллиарда звезд и 1,6 миллиона внегалактических объектов. Кроме того, для нового каталога телескоп определил цвет и параллакс около 1,5 миллиарда звезд. Обновленный каталог ближайших к Солнцу звезд, находящихся в пределах 326 световых лет, теперь содержит 331312 объектов и охватывает 92 процента известных звезд в окрестностях Солнца.

Новые данные Gaia позволили астрономам проследить движение различных групп старых и молодых звезд и предсказать увеличение диска Млечного Пути по мере появления новых звезд. Кроме того, астрономы нашли во внешних областях диска медленно движущиеся звезды над плоскостью галактики и быстро движущиеся звезды ниже плоскости галактики, которые движутся к ней. Это указывает на то, что столкновение Млечного Пути с карликовой галактикой в Стрельце, которое могло произойти в период от 900 до 300 миллионов лет назад, повлияло на звездное население нашей галактики сильнее, чем считалось ранее.

Астрономы также смогли определить, что ускорение Солнечной системы по направлению к центру галактики составляет (2,32±0,16) x 10-10 метра на секунду в квадрате, что хорошо согласуется с теоретическими предсказаниями. Данные Gaia позволили исследователям обнаружить спиральную структуру Большого Магелланова Облака (галактики-спутника Млечного Пути), а также выяснить, что оно связано звездным потоком с другим спутником Млечного Пути — Малым Магеллановым Облаком.

Gaia будет вести наблюдения за небом до 2022 года, после чего миссию могут продлить до 2025 года. Финальные каталоги данных, как ожидают ученые, будут содержать информацию о более чем двух миллиардах звезд, а точность определения их положения и характеристик движения увеличится в несколько раз.

Ранее мы рассказывали о том, как Gaia помогла определить момент поглощения Млечным Путем галактики-«сосиски», поймать вспышку фуора и найти возможные источники сигнала Wow!.

«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич