Телескоп Gaia помог создать новую трехмерную карту Млечного пути. Она содержит более миллиарда звезд

Небо, каким его видит Gaia

ESA

Британские астрономы создали новую подробную трехмерную карту Млечного пути. Она содержит более миллиарда звезд и основывается на новых результатах космического телескопа Gaia, которые были представлены сегодня на пресс-брифинге Европейского космического агентства в Германии.

Телескоп Gaia был создан ЕКА, и его главная задача — составить наиболее детальную карту нашей Галактики. Инструмент работает в оптическом диапазоне и измеряет параллакс и собственные движения звезд — смещения звезд на небесной сфере, которые вызваны их движением относительно Солнечной системы. Параллаксом же, напротив, называют изменение координат звезды, которое связано со сменой положения наблюдателя из-за вращения Земли вокруг Солнца. Сочетание этих данных позволяет узнать расстояние до светил и понять, как они распределены в Галактике.

Телескоп Gaia был выведен на орбиту в декабре 2013 года. Первый набор данных, в котором были собраны результаты 14 месяцев наблюдений, вышел уже в 2016 году — тогда в каталог попало 1,1 миллиарда звезд. Теперь вышел второй набор данных, который покрывает период с наблюдений с 25 июля 2014 года по 23 мая 2016 года, и он содержит уже 1,3 миллиардов звезд. Кроме того, Gaia измерил яркость и цвет 1,7 миллиарда звезд, и изменения этих параметров для 500 миллионов объектов. В каталог вошли данные и о поверхностной температуре около 100 миллионов звезд.

Для 7 миллионов звезд были измерены лучевые скорости, что позволило узнать, по каким траекториям они движутся относительно центра Млечного пути. Эта информация необходима для того, чтобы «взвесить» галактику и узнать распределение — а возможно и свойства — темной материи, невидимого вещества, которое вместе с темной энергией составляет около 95 процентов массы нашей Вселенной. Исследователи заметили, что в движении звезд, которые вращаются примерно с одинаковой скоростью, присутствуют некоторые особенности. В будущих работах астрономы надеются проверить, связаны ли они с возмущениями, которые создает перемычка в центре Млечного пути — вытянутое уплотнение из звезд и межзвездного газа, лежащее в плоскости галактического диска, или же прошлыми слияниями с другими, более мелкими галактиками.

Телескоп Gaia определил орбиты 75 шаровых скоплений и 12 карликовых галактик, которые вращаются вокруг Млечного пути. Это позволяет изучить прошлое нашей галактики и ее окрестности — например, распределение темной материи или гравитационное влияние других объектов. Кроме того, в новый выпуск данных содержит положение 14 099 известных объектов Солнечной системы — в основном, это астероиды.

Совсем недавно ученые составили первую карту возраста Галактики, согласно которой центр Млечного пути начал формироваться 11 миллиардов лет назад. Кроме того, существует карта маршрутов галактик в Местном сверхскоплении — области, куда входит Млечный путь и ближайшая к нам крупная галактика Туманность Андромеды, а также примыкающий к ним Местный войд.