Американские ученые создали алгоритм, способный анализировать томограммы детей и находить на них расширение желудочков мозга — признак гидроцефалии. Как сообщается в Journal Neurosurgery, на обработку скана у программы уходит 1,48 секунды, а точность оказалась сравнима с человеческой.
Гидроцефалия чаще встречается у детей раннего возраста. В ее основе лежит, как правило, нарушение циркуляции спинномозговой жидкости (окклюзионная гидроцефалия) или нарушение ее всасывания в кровеносную систему (арезорбтивная гидроцефалия). Еще до того, как болезнь проявится своим главным симптомом — увеличением окружности головы ребенка — ее можно заподозрить по увеличенным желудочкам мозга. Визуализировать их можно с помощью нейросонографии у детей до года или МРТ головного мозга. Знание размера и формы желудочков помогает врачам уточнить клинический статус пациента и выбрать тактику его лечения.
Нейрохирурги оценивают размер и объем желудочков, как правило, визуально. Такую оценку последовательных снимков затрудняют различия в толщине среза, наклон головы ребенка и режим сканирования. Несмотря на существующие ручные методы линейного измерения желудочков, трудоемкость или неточность не всегда позволяют использовать их в повседневной практике. Автоматизированные методы подсчета размера и объема желудочков существуют, однако они используются либо в исследовательских целях, либо они не подходят для использования в педиатрической практике.
Чтобы удовлетворить клиническую потребность в эффективном, надежном и количественном методе оценки желудочков головного мозга, ученые из Стенфордского университета под руководством Дженнифер Куон (Jennifer L. Quon) разработали клинический инструмент на основе методов глубокого обучения для последовательной оценки объема желудочков с течением времени у пациентов с гидроцефалией.
Ученые адаптировали сверточную нейронную сеть U-net для сегментирования желудочков головного мозга на МР-томограммах. В основе модели лежит принцип «кодер-декодер»: кодер раскладывает изображение на абстрактное представление более низкого разрешения, а декодер кодирует это изображение обратно до сегментационного изображения полного разрешения, где определяется, является ли конкретный пиксель в срезе желудочком или нет.
В исследуемую группу включили 200 пациентов с диагнозом обструктивной гидроцефалии, в возрасте от 0 до 22 лет (медиана 5 лет). В контрольную группу вошло 200 сканов МРТ от 199 пациентов в возрасте от 0 до 19 лет (медиана 8 лет). За контроль принималось ручное измерение объема желудочков на сканах МРТ. Мерой сходства ученые выбрали коэффициент Серенсена: чем он выше, тем ближе рассчитанный программой объем к контролю.
Расчет объема желудочках на МР-сканах оказался достаточно точным, причем у пациентов с гидроцефалией коэффициент составил 0,946, а у пациентов контрольной группы — 0,856 (p < 2,2 × 10-16). У пациентов с бОльшими объемами желудочков (как у здоровых, так и у больных) программа лучше справлялась с подсчетами. Расчет объема модели сильно коррелировал с расчетными индексами, использующимися для диагностики расширения желудочков (r2 от 0,79 до 0,92). Оценка занимала 1,48 секунды при использовании графического процессора.
По сравнению с существующей системой автоматизированной обработки МР-изображений «FreeSurfer», исследуемая модель оказалась более точной: коэффициент Серенсена составил 0,83 для контрольной группы (p = 6,4 × 10-5) и 0,94 для группы гидроцефалии (p = 8,5 × 10-5). При этом на одно сканирование «FreeSurfer» тратил от 8,2 до 207,3 часа (медиана 20,3 часа).
Несмотря на рутинность МРТ продолжают улучшать всеми возможными методами. Мы рассказывали, что в начале 2020 года в США одобрили портативный аппарат МРТ, а уже в сентябре его эффективно начали использовать в палатах интенсивной терапии.
Вячеслав Гоменюк
Это еще один довод в пользу возможной «заразности» бета-амилоида
Европейская научная группа обнаружила, что реципиенты донорской крови чаще страдают спонтанными внутричерепными кровоизлияниями. Поскольку это состояние встречается редко, даже увеличенный его риск невелик. Однако полученные данные указывают на то, что его может вызывать агент, передающийся с кровью — возможно, бета-амилоид. Отчет о работе опубликован в Journal of the American Medical Association.